Сегодня 25 марта 2017 г., суббота, 16:33USD 57.42 -0.0981EUR 61.86 -0.2323
Общественные и социальные новости

Бывший водолаз стал призером мировых первенств по высшему пилотажу

30 ноября 2013
hits 1467

Став по воле судьбы водолазом, житель Ярославля Ясави Хазипов не отказался от своей детской мечты - выучиться на летчика. Навыки пилота он получил, лишь перешагнув пятидесятилетний рубеж. Мало того, завоевал призы мирового и европейского первенств по высшему пилотажу.

 Рассказать кому, что незадолго до собственной пенсии человек вдруг решил подняться в небо, - не поверят. Но Ясави Хазипов не просто взмыл на легком самолетике под облака - сейчас он завоевывает призы европейского и мирового первенств по высшему пилотажу. Без него в Ярославле не обходится ни одно авиашоу.

Хазипов родился не у моря и не у аэродрома - в северной части Татарстана, в отдаленном районе. И в детстве больше помогал родителям по хозяйству. О небе мальчик начал мечтать, когда в деревне однажды сел самолет Ан-2, совершавший облет сельхозугодий. Пилот решил покатать мальчишку. Ребенка посадили в кабину самолета, и кукурузник сделал несколько кругов над полем. Ощущение полета, неба, свободы движения и пространства поразило Ясави.

После школы он, конечно, отправился поступать в летное училище. Выбрал Бугурусланское. Выбрал службу в гражданской авиации. Но конкурс был большой, требования к кандидатам запредельные, а уровень подготовки в сельской школе не позволил Ясави конкурировать с учениками из города. Парень расстроился, но быстро сам себя успокоил: отслужу в армии и обязательно поступлю - демобилизованные солдаты имели льготы. Но и тут не повезло - Хазипова призвали в морфлот. Три года он проплавал на подводной лодке.

Может, такие «гримасы судьбы» и сломали бы человека послабее, но характер Ясави Хазипова они закалили. За время службы он не только переплыл два океана и несколько акваторий помельче, но и получил профессию, которая впоследствии стала его основным занятием, - всех подводников обучали водолазным работам.

После армии молодой человек устроился в управление гидротехнических работ. По служебным делам приехал в Ярославль, да так и остался в городе на Волге. Потребность в водолазах в Ярославле всегда была высокой, и настоящий мастер своего дела мог рассчитывать и на карьерный рост, и на неплохой заработок. И так как Ясави Хазипов ничего не привык делать наполовину или с ленцой, на работе его ценили. За долгие годы он провел под водой в общей сложности более десяти тысяч часов, выполняя самые сложные задачи: ликвидировал аварии на газопроводах, поднимал с речного дна затонувшие суда, работал на строительстве различных объектов. Удивительная физическая сила и выносливость, а также умение принимать верные решения в экстремальных ситуациях позволяли ему справляться с любыми проблемами.

И в личной жизни у Ясави Хазипова полный порядок. Женат, воспитал троих сыновей. Единственное, что никак не давало ему покоя, - небо.

Даже отметив 50-летний юбилей, Хазипов не переставал думать о том, что когда-нибудь он, руководитель солидного предприятия и глава почтенного семейства, сядет за штурвал самолета. Так и случилось.

«Наше предприятие выполняло крупный заказ для компании связи, мы прокладывали коммуникации по дну реки, - вспоминает Ясави Тагирович. - Работали сов­местно с группой вертолетчиков, которые сверху, с воздуха, доставляли наши грузы. Им я и поведал о том, что хотел стать пилотом, и о том, что по сей день мечтаю летать».

Летчики рассказали, что в Казани есть специальная школа для авиаторов-любителей всех возрастов. Были бы желание, деньги и здоровье.

«Я понял: вот он, мой шанс, - смеется Хазипов. - Разумеется, учеба шла легко. И вскоре, получив удостоверение, позволяющее управлять самолетом, я смог совершить первый самостоятельный перелет от Казани до Ярославля на самолете А-22. Это был полный восторг! Я управлял самолетом и ликовал».

Останавливаться на достигнутом не в правилах этого человека. На базе Рыбинского аэроклуба на спортивном самолете Як-52 он продолжил свои тренировки.

«Кое-что, наверное, получалось чуть хуже, чем у пилотов, севших за штурвал в юности, - признается Ясави Тагирович. - Но желание, упорство и характер помогли улучшить результаты, разучить новые элементы высшего пилотажа, освоить все тонкости. Уже через два года я стал призером чемпионата ЦФО по высшему пилотажу на спортивных самолетах. Причем в так называемом темном комплексе упражнений - когда задание пилотам выдается всего за сутки».

Хазипов не бросил занятия даже после того, как однажды в воздухе у его самолета заглох мотор. Он готов терпеть немыслимые перегрузки во время фигур высшего пилотажа. Для поддержания спортивной формы совершает ежедневные пробежки.

В 2011 году Хазипов стал чемпионом России по самолетному спорту, завоевав четыре серебряные и одну золотую медали на соревнованиях в Самаре. В 2009 году взял «золото» на престижных открытых соревнованиях по высшему пилотажу в Южной Африке. А впоследствии смог завоевать и звание чемпиона мира. Мечтает купить новый спортивный самолет и закрепить успех.

Кроме того, Ясави Тагирович всячески поощряет занятия спортом и в своей семье (один из его сыновей - чемпион мира по карате), и в коллективе, который возглавляет. При его спонсорской поддержке успешно развиваются «загнувшийся» было Рыбинский аэроклуб и аэродром Карачиха в Ярославле, тренируется и успешно выступает на различных состязаниях местная команда по мини-футболу «Подводник».

Признавая заслуги Хазипова в развитии спорта, его достижения и успехи, Ярославская область недавно доверила подводнику-профессионалу и летчику-любителю нести олимпийский огонь. «Об этом я и мечтать не смел. Значит, есть еще порох в пороховницах!» - шутит седовласый пилот.

Ирина Потапова,

фото автора

Просмотров: 1467
Поделиться
Детская деревня подает сигнал SOS Далее в рубрике Детская деревня подает сигнал SOS


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.