Общественные и социальные новости
1770 | 0

Будем помнить!

Будем помнить!
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

1 июля 2019 года войдет еще одной трагической датой в историю Военно-морского флота Российской Федерации.

В этот день на научно-исследовательском глубоководном аппарате ВМФ России в Баренцевом море погибли 14 российских офицеров-гидронавтов.

Детали гибели подводников объявлены гостайной. А основная причина ЧП, по словам министра обороны Сергея Шойгу, - пожар в аккумуляторном отсеке.

По словам специалистов, во время пожара автоматически сработали штатные средства пожаротушения, но полностью ликвидировать возгорание они не смогли, и в борьбу за живучесть корабля вступил экипаж. Предварительно из задымленного отсека был выведен представитель промышленности, который был прикомандирован на время выполнения учебно-боевой задачи.

Ценой своих жизней подводники ликвидировали очаг возгорания, спасли своих товарищей и сохранили глубоководный аппарат. Экипаж глубоководного аппарата составляли высочайшие профессионалы, не раз принимавшие участие в сложнейших подводных экспедициях по исследованию Арктики c погружением на предельные глубины.

Большинство - из военных династий. Сыновья достойно продолжали дело своих отцов и дедов, выбрав сложную и опасную службу именно на научно-исследовательском глубоководном аппарате, который в среде моряков назвали «Лошариком» (по аналогии с советским мультипликационным героем - лошадкой, собранной из отдельных шариков).

Глубоководный аппарат размером около 60 метров состоит последовательно из семи шаров, закрытых обычным для лодки обтекаемым корпусом. «Лошарик», по сообщению портала «Военное обозрение», не несет на своем борту вооружения, глубина его погружения может достигать 6 тыс. метров.

Прочный корпус подлодки - полусферический, то есть собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы), изготовленных из титана и расположенных внутри удлиненного легкого корпуса классической формы. Благодаря этому прочный корпус способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах.

По данным из открытых источников, силовой установкой подлодки является малогабаритный атомный реактор. О наличии вооружения в базовом проекте сведения отсутствуют. Станция крепится к днищу большой подводной лодки, что позволяет ей оставаться незамеченной.

«Военное обозрение» лодкой-носителем «Лошарика» называет БС-136 «Оренбург» с местом постоянной дислокации в Оленьей Губе. Ряд других источников указывает, что «Лошарик» снабжен собственной мини-подлодкой «Русь». Научно-исследовательский глубоководный аппарат входит в состав Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ, более известного как «Подводная разведка», и подчиняется только министру обороны.

По утверждению экспертов Пентагона, в случае глобального конфликта глубоководные аппараты Военно-морского флота РФ могут серьезно подорвать работу интернета, разрушив магистральные кабели связи между материками. В 2015 году эксперты НАТО в своих аналитических материалах пришли к выводу, что российские глубоководные аппараты, способные находиться на океанском дне большей части Мирового океана, могут быть модернизированы в «субмарину на колесах», способную передвигаться по морскому дну.

Как отмечают эксперты, это фактически исключает возможность обнаружения таких аппаратов акустическими и магнитометрическими средствами, поэтому такой аппарат может незаметно подбираться к охраняемым объектам и осуществлять внезапное нападение.

В открытой печати очень мало информации о совершенно секретном глубоководном аппарате, а если и идет речь, то только о «научно-исследовательской» деятельности. В конце сентября 2012 года глубоководный аппарат принял участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой на протяжении 20 суток экипаж занимался сбором грунта и образцов породы на глубине 2500-3000 метров. Благодаря изучению полученных данных Россия намерена доказать принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу, что поможет стране расширить подконтрольную арктическую зону.

По мнению бывшего начальника Главного штаба ВМФ России адмирала Виктора Кравченко, основная задача атомных глубоководных станций (АГС) - борьба с натовскими «закладками». Для прослушки переговоров на наши подводные кабели американцы ставят специальные аппараты, которые снимают экипажи глубоководных аппаратов.

По мнению адмирала запаса Кравченко, АГС также могут подключаться к подводным кабелям, лежа на дне довольно продолжительное время. И содействовать в обеспечении скрытности боевого патрулирования АПЛ Северного флота, так сказать, «воздействуя» на гидроакустическую противолодочную систему США SOSUS.

Что касается других задач, то глубоководные аппараты ВМФ неоднократно проводили операции в море по подъему секретного оборудования с потерпевшей крушение авиации, а также спутников.

...В связи с трагедией ряд СМИ высказывает самые дичайшие версии гибели гидронавтов. Появилась масса «знатоков» всех уровней со своими фантазиями, и никто не хочет понять одно: российские офицеры, выбравшие профессию для настоящих мужчин, без рисовки и жажды славы служили Родине тихо и ответственно и, спасая свой корабль и людей, выполнили свой офицерский долг до конца, пожертвовав собой, чтобы жили другие. Склоним головы перед погибшими гидронавтами и будем их помнить. Всегда!

Валерий Громак,

капитан 1 ранга в отставке.

Фото: FOTOLIA

КРУПНЕЙШИЕ КАТАСТРОФЫ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ

Аварии, чрезвычайные происшествия, так или иначе связанные с огнем, на подводных лодках вовсе не редкость. О других случаях гибели на подводных аппаратах - в материале «МН».

В апреле 1989 года субмарина К-278 «Комсомолец» затонула при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежьего. Причиной катастрофы стал возникший в двух отсеках пожар, приведший к затоплению. Погибли 42 человека, 27 членов экипажа удалось спасти.

Ноябрь 2008 года. О случившейся тогда аварии на атомной подводной лодке «Нерпа» в Японском море до сих пор известно очень мало. Информация была практически засекречена, а официальные сводки говорили о несанкционированном срабатывании системы пожаротушения. С борта «Нерпы» тогда достали 20 погибших.

По словам официальных лиц, они отравились фреоном, который был выпущен внутрь отсеков. Фреон быстро прекращает соединение горючего материала с кислородом, но при этом ядовит, и экипаж должен использовать индивидуальные средства защиты. Похоже, как и в случае с «Лошариком», люди не смогли воспользоваться кислородными масками. Почему - не сообщается до сих пор.

В декабре 2011 года в Мурманской области на атомной подлодке К-84 «Екатеринбург» произошло возгорание. В результате инцидента пострадали девять человек - семь членов экипажа и два сотрудника МЧС.

В 2015 году пожар произошел на атомной лодке «Орел», которая, правда, находилась не в боевом походе, а в доке на ремонте. Но при этом в момент ЧП в лодке находились не только ремонтники, но и экипаж. И только по счастливой случайности удалось избежать жертв.

Свидетели вспоминают, что субмарина вспыхнула как спичечный коробок. 20 пожарных расчетов пытались бороться с огнем, но без успеха. В итоге «Орел» пришлось затопить: сухой док, где находилась подлодка, наполнили водой. Только тогда огонь отступил.

Но самой трагической считается авария субмарины «Курск», произошедшая 12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений Северного флота в Баренцевом море. Тогда погибли 118 членов экипажа. Причиной аварии стал взрыв учебной торпеды, повлекший за собой взрыв остальных торпед.

Так почему подлодки горят и на воде, и на суше? Неужели даже новейшие атомные подводные лодки совершенно не защищены от огня?

Специалисты говорят о том, что каждый случай индивидуален, но очень часто напоминают, что за пожарами всегда надо искать чью-то недоработку. И чаще всего катастрофа была заложена еще до выхода в море.

«Я не знаю ни одного происшествия на флоте, где не было бы человеческой безответственности. В каждом случае выяснялось, что кто-то на берегу сделал свою работу спустя рукава, а разгребать последствия приходилось морякам, часто рискуя собственной жизнью», - поделился своим мнением капитан 1 ранга Николай Осокин, много лет прослуживший на Северном флоте. Он напомнил непреложную истину, которую можно применить не только к морскому флоту: «За каждым подвигом стоит чья-то подлость или разгильдяйство».

Наталья Пуртова.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.