Общественные и социальные новости
2770 | 0

Без нашей любви детям не выжить

Без нашей любви детям не выжить
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На первый взгляд обычная школа. Звонок на урок. Широкие коридоры, по которым с криками носятся дети. Школьная форма. Однако стоит остановиться, присмотреться, прислушаться, вдруг понимаешь, что ты на другой планете. Это случится, когда только что радостно бежавшая по коридору первоклассница Маша вдруг остановится и запоет. А второклассник Вася посреди урока упадет в обморок.

Когда узнаешь о том, что школьную форму первоклассникам сшили девятиклассницы Ира, Маша и Даша. А заодно о том, что Ира после школы обязательно станет швеей, потому что... ни инженером, ни бухгалтером Ире не стать. Это не позволит ей, как и другим детям этой школы, ее диагноз. Однако уж швеей-то Ира точно станет отличной! Потому что именно этому - навыкам вышивания, выжигания, а главное, выживания - уже 30 лет учат детей в специальной, коррекционной школе №9 города Великие Луки, где сегодня числятся 143 ребенка с диагнозом «умственная отсталость».

КОСМИЧЕСКИЙ МАСШТАБ

- Проблема детской умственной отсталости и в мире, и в России была, есть и будет. Этот дефект всегда занимал первое место в рейтинге детских инвалидностей. А с прогрессом медицины стал еще актуальнее: если раньше недоношенный ребенок умирал, теперь возможности медицины позволяют его выходить. С одной стороны, хорошо, ведь это может быть абсолютно здоровый ребенок. А с другой - если вдруг имеют место проблемы в коре головного мозга, они коррекции поддаются пока с трудом, - рассказывает директор школы Татьяна Владимировна Самарина, с которой мы идем по просторным коридорам школы.

Сейчас в России идет так называемый процесс инклюзии, в ходе которого детей с ограниченными возможностями здоровья начали обучать в обычных общеобразовательных школах. Однако дети с умственной отсталостью, возможно, более других инвалидов все-таки нуждаются в особых технологиях и особом подходе к обучению.

Наглядно это становится понятно на уроке, где восьмилетняя Катя никак не может прочесть по слогам свое собственное имя. Первая, вторая, третья попытка... Учительница начальных классов Кристина Викторовна без грамма раздражения снова и снова возвращается к упражнению. Наконец, с энной попытки, ребенок читает. И на лице Кати, странной, плавной, как будто немного инопланетной, медленным цветком распускается улыбка.

В КОНТАКТЕ

Терпение, однако,  далеко не единственное, что нужно педагогу коррекционной школы. Глядя, как 28-летняя учительница Ольга Владимировна работает с классом, я ловлю себя на том, что вижу то режиссерские, то актерские способности.

- Главная специфика нашей работы - индивидуальный подход к детям, - объясняет секреты мастерства Ольга Владимировна. - В силу психических особенностей кто-то очень взрывной, другой - исключительно метеозависимый, третий не выносит, когда на него смотрят, четвертый взорвется, если до него дотронуться.

...А есть и Вася, у которого анемия, и в любой момент он может потерять сознание. А есть и Сережа, для которого на столе учителя всегда лежит лекарство, - у него сложная болезнь легких, и реагировать нужно, как только он закашлял. Остается загадкой только то, как в такой «взрывоопасной» ситуации молодая учительница ведет захватывающий урок, напоминающий спектакль, на котором Сережа в роли Аладдина, а другие дети решают задачки, чтобы спасти царевну Будур. Вот как, скажите, смог бы простой человек управлять ковром-самолетом, интерактивной доской, следить за тем, как детки решают задачки, и одновременно за тем, чтобы Аладдин не потерял сознание?

- А секрет в том, чтобы постоянно видеть их глаза, - продолжает Ольга Владимировна. - Чтобы вовремя увидеть, что «ушел» взгляд, покраснели щечки и поднялось давление до 160, мои глаза должны быть постоянно на уровне их глаз.

ПЕДАГОГ - ЭТО ПРИЗВАНИЕ

Глаза у Ольги Владимировны красивые, голубые. И сама она похожа на Снегурочку. Что сегодня может заставить юную симпатичную девушку сделать такой выбор - посвятить жизнь умственно отсталым детям в умирающей российской глубинке? Этот же вопрос витает в голове и на уроке по безопасности дорожного движения, который ведет шикарная блондинка Римма Васильевна. И в кабинете логопеда - милой Юлии Алексеевны.

- Педагог - это призвание. Я всегда хотела стать учителем, стремилась к этому, окончила университет. Ну а когда пришла работать сюда, поняла, что от этих детей никуда не уйду. Ведь им без нашей помощи, а главное - без нашей любви, не выжить, - говорит Юлия Алексеевна.

Поразительно, но любовь действительно порой и главное лекарство, и единственная «кровеносная артерия», обеспечивающая связь с миром для этих деток.

ЦВЕТЫ ДОБРА

О любви, а еще о заботе, об особом отношении к особым детям здесь, в этой школе, напоминает все. И школьные классы, в каждом из которых кроме парт и школьной доски обязательно есть зона отдыха - ковер с подушками, куда позволяют пойти отдохнуть ученику, уставшему на уроке. И указатели на стенах на территории «тяжелых» детей, наглядно обрисовывающие план действий для каждого: «шапка» - снять одежду, «унитаз» - сходить в туалет, «кран» - помыть руки. И даже старинная прялка, лично найденная директором школы на свалке и собственноручно принесенная в кабинет истории, - для наглядности...

- Только так! - объясняет директор школы Татьяна Владимировна. - Ведь наши дети нуждаются в этом особенно: все, что просто и очевидно для каждого из нас, для детей с умственной отсталостью, у которых восприятие ограниченное, а память, мышление, логика и эмоционально-волевая сфера нарушены, порой весьма трудновыполнимые задачи. Поэтому весь процесс обучения - это работа над вниманием, мышлением, памятью, речью. На всех уроках, независимо чтение это, развитие речи или труд.

И старательно удобряемая почва порой дает удивительные плоды. Это случается, когда воспитанники коррекционной школы побеждают в общегородских, областных и даже всероссийских конкурсах обычных, не отстающих в умственной сфере детей. Дипломами и грамотами украшена вся стена в кабинете директора школы!

НАУКА-ЛЮБОВЬ

- Наши выпускники прекрасные ремонтники, - гордится заместитель директора по УВР Сиряченко Галина Васильевна. - И я объясню почему. Просто мы очень хорошо отдаем отчет тому, как именно эти - прикладные - навыки могут пригодиться им в жизни. Гораздо больше, чем традиционные образовательные дисциплины. Поэтому ни физики, ни химии в учебном плане нашей школы нет. Вместо литературы у наших детей чтение, а на уроках они пишут не сочинения, а заявления и объявления - то, что им может пригодиться в жизни. Ведь наша задача - дать ученикам доступное их возможностям образование,  научить жить. Быть самостоятельными, обходиться без чужой помощи. А значит, не попасть в психоневрологический интернат, иметь возможность прожить жизнь как нормальный человек - найти работу, создать семью. И это наша гордость - очень часто получается. А иногда бывает и чудо. Так, в прошлом году две наши выпускницы поступили в лесхоз-техникум. И сейчас учатся там наравне со всеми. Да, это бывает редко, но для нас это - до слез - высшее достижение...

БУДЕМ ЖИТЬ

«И государство хорошо помогает!» - сделала я вывод под конец экскурсии по школе, увидев оборудованные классы и мастерские, отличных  педагогов и специалистов, работу  кружков и секций, наличие необходимых дидактических и развивающих игрушек.

- Конечно! - согласилась со мной директор школы Татьяна Самарина. - Вот в декабре 2014 года был принят долгожданный стандарт обучения для детей с умственной отсталостью, чему мы очень рады!

Так, выяснилось, что у школы есть друзья, благодаря которым появились и кухня в кабинете домоводства, и кабинет релаксации, и экскурсионные поездки, и сладкие новогодние подарки.

Однако главным открытием для меня стало другое: мир, на который я стала смотреть другими глазами, возвращаясь из Великих Лук. Мир, которому я больше не задам вопроса, почему голубоглазая Снегурочка Ольга Владимировна не уезжает из умирающего региона в столицу. Потому что на необычайной планете «коррекционная школа №9 для умственно отсталых детей» мне пронзительно стало понятно, что в России до сих пор живут люди. И значит, будем жить.

Марина Алексеева

Фото автора

Если вы хотите материально помочь школе:

8(81153)3-11-95 директор Самарина Татьяна Владимировна
ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа №9 VIII вида»

Для платежных поручений

УФК по Псковской области (ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа №9 VIII вида»
л/с 20576Ц57150)
ИНН 6025016490 КПП 602501001
л/с 20576Ц57150 (КФО 2)
р/сч. 40601810958051000001 Отделение Псков
БИК 045805001
Место нахождения: 182104, г. Великие Луки, ул. Половская, дом 3.

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.