Общественные и социальные новости
3403 | 0

«Первый раскат грома»

«Первый раскат грома»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На минувшей неделе производители продовольствия и ретейлеры предупредили Дмитрия Медведева о вероятности роста цен перед Новым годом из-за введения системы «Платон». Особенно сильно это скажется на стоимости социально значимых товаров.

Несмотря на это предупреждение, премьер заявил, что система не может не работать и ее можно лишь совершенствовать. Этот ответ, разумеется, не устроил дальнобойщиков, лишь подлил масла в огонь. Если раньше в акции протеста участвовали водители из 17 регионов, то сегодня речь идет уже о 44.

Дальнобойщики, разочарованные позицией президента, до сих пор никак не отреагировавшего на их протест, тем не менее не прекращают попытки достучаться до Путина. В конце прошлой недели с видеообращением к нему обратились водители, собравшиеся у торгового центра «Мега-Химки»: «Мы, бастующие дальнобойщики России, требуем провести референдум по отмене системы сбора платежей за проезд автомобилей свыше 12 тонн по федеральным трассам».

Водители уточнили, что «перечитали текст Конституции», согласно которой лишь народ может принимать решения, касающиеся всех граждан. Напомнили и о том, что, судя по опросам, их поддерживает большинство россиян. Во всяком случае, москвичи - точно. Согласно опросу «Левада-центра», действия дальнобойщиков поддерживает 71% столичных жителей. Негативно относятся к ним 13% москвичей. Участники протестной акции уверены: если подобные опросы провести в других регионах, пропорция окажется такой же.

Чтобы их наконец услышали в Кремле, дальнобойщики провели в Москве очередную акцию за отмену системы «Платон». Митингом ее называть не стали - потребовалось бы разрешение от властей. Акция проходила в формате встречи с депутатами-коммунистами. Около сотни человек собрались на Ильинке, неподалеку от администрации президента. По-видимому, расчет был на то, что протестующих там услышат в буквальном смысле - представители КПРФ принесли на встречу с дальнобойщиками микрофон и звуко­усиливающую аппаратуру. Участник встречи депутат Госдумы Валерий Рашкин пообещал, что требования водителей отнесут в президентскую администрацию. Полиция в происходящее не вмешивалась.

Водители требуют полностью отменить «Платона». Совершенствовать систему, понижать штрафы - все равно что менять для приговоренного пеньковую петлю на шелковую. И так и этак получается финансовая удавка. Президентский совет по правам человека (СПЧ) указал на «несправедливость» «Платона», заставляющего дальнобойщиков платить фактически три раза за одно и то же (после транспортного налога и топливного акциза).

«Это очень похоже на платеж, в который заложен не государственный, а корпоративный интерес», - заявил член СПЧ профессор НИУ ВШЭ Илья Шаблинский. Глава СПЧ Михаил Федотов направил рекомендации правительству с просьбой отменить «Платона», а Генпрокуратуре - просьбу проверить законность концессионного соглашения с оператором системы - компанией РТИТС (на 50% принадлежащей сыну миллиардера Аркадия Ротенберга Игорю Ротенбергу).

«Мнение господина Федотова относительно функционирования системы «Платон», к сожалению, является абсолютно конъюнктурным», - заявил в ответ министр транспорта РФ Максим Соколов. «Конъюнктурное» оно, надо понимать, потому, что не совпадает с тем, которое сформировано наверху.

У дальнобойщиков сегодня две основные точки сбора - у центра «Мега-Химки» на Ленинградском шоссе и на 92-м километре трассы «Дон». На Каширском шоссе, в ста километрах от Москвы, прошло заседание координационного совета дальнобойщиков, на котором были представители 44 регионов. На заседании состоялись выборы лидеров протестующих, рассказала в эфире телеканала «Дождь» пресс-секретарь дальнобойщиков Таисия Никитенко. По ее словам, из-за большого количества делегатов согласовать дальнейшие акции протеста и план действий на заседании совета не удалось. Это повестка дня следующего сбора.

Ну а что же власть? Она явно выбрала тактику затягивания, решив взять дальнобойщиков на измор. Мол, надоест протестовать, вернутся за баранки - семьи-то кормить надо. Но, похоже, чиновники на этот раз просчитались, недооценив стойкость и решимость протестующих. Своим пренебрежительным отношением к людям, до самого недавнего времени являвшимся ее группой поддержки, власть вынуждает их самоорганизовываться, создавать что-то вроде независимого профсоюза, подавая пример другим профессиональным сообществам.

«Ситуация с дальнобойщиками - первый раскат грома где-то вдалеке», - сказал на телеканале «Дождь» декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Пока первый, пока вдалеке...

Игорь Минаев

Фото PHOTOXPRESS, ТАСС/А.Геодакян

  • Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ: «Не все дальнобойщики бастуют. 700 тыс. дальнобойщиков зарегистрировались в системе платежей. Это абсолютная, подавляющая часть тех, кто выполняет междугородные перевозки... Нужно привыкнуть все-таки за такие перевозки платить, это абсолютно нормально, потому что все это включается в цену товара и в, конечном счете, сами перевозчики от этого не страдают»  (из интервью пяти российским телеканалам 09.12.15).
  • Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации: «Дальнобойщики - это же не экстремисты какие-нибудь, это трудяги, работяги, у них тяжелейший труд. Если их кто-то подогревает и на этом хочет свою карту разыграть, то надо мух от котлет отделить. А реальных представителей этого бизнеса приглашать, разговаривать и находить решения. Но только без ультиматумов, без категоричных заявлений» (из интервью «Русской службе новостей» 09.12.15).

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.