Общественные и социальные новости
3883 | 0

«Интеллектуал» в «школьном Зазеркалье»

«Интеллектуал» в «школьном Зазеркалье»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Неожиданно для всех не первый год успешно проводимая столичным департаментом образования реформа вызвала недовольство со стороны отдельных педагогов и родителей. Корреспондент «МН» выяснял детали конфликта.  Напомним, 11 октября на Суворовской площади прошел митинг, организованный представителями педагогического коллектива школы-интерната для одаренных подростков «Интеллектуал».  Они протестовали против слияния с гимназией №1588, утверждая, что городской департамент образования незаконно требует срочного объединения разнопрофильных учебных заведений, а за отказ идти на слияние с соседней школой уже сократил «Интеллектуалу» финансирование. 

Громкие заявления митингующих на поверку оказались, мягко говоря, неправдой. Как выяснилось, администрации «Интеллектуала» и гимназии № 1588 в сентябре этого года сами подали в департамент образования заявку на объединение в единый комплекс, а вопрос этой реорганизации обсуждали еще с 2012 г. Между тем, после того как 25 сентября уже этого года вопрос о слиянии школ был официально одобрен правительством Москвы и профильным департаментом, посыпались обвинения в адрес образовательного ведомства.

Не станем отрицать очевидного: финансирование школы-интерната действительно сократилось, но это никак не связано с объединением двух учреждений. Как говорится, учитесь отделять мух от котлет, господа. Дело в том, что с 1 марта 2011 г. в Москве начал реализовываться пилотный проект по развитию общего образования. Все школы, пожелавшие в нем участвовать, стали получать подушевое финансирование - 120 тыс. руб. на каждого старшеклассника. Проигнорировавших проект - единицы, и среди них «Интеллектуал», который вплоть до 1 сентября 2014 г. продолжал получать на каждого ученика не 120 тыс., а 278 тыс. руб. благодаря различным коэффициентам и надбавкам, прописанным в прежде действовавших законах. Школа-интернат и дальше продолжила бы как сыр в масле кататься, если бы не вступивший в силу закон №83-ФЗ, который ввел (в том числе и в образовательный процесс) такое понятие, как «госработы, оказываемые подведомственными учреждениями». Перечень 27 таких работ, как и предписывал закон, появился в приказе столичного департамента образования 9 декабря 2013 г., и любая школа при желании могла подать на них заявку. Скажем, тот же «Интеллектуал» уже с 1 сентября 2014 г. мог бы получать дополнительное финансирование за работу с одаренными детьми (есть и такая строка в перечне), однако по неизвестным причинам не проявил желания связываться с бумагами-заявками, а когда стало известно о прекращении финансирования не внесенных в госзадание работ, ряд учителей «Интеллектуала» обвинили во всех смертных грехах департамент образования. Когда увидел свет сентябрьский приказ о слиянии двух школ, горячие педагогические головы почему-то решили, что два не зависящих друг от друга процесса - звенья одной цепи.

Надо сказать, что крики о нынешнем бедственном положении школы для одаренных детей сильно преувеличены. Если сложить все статьи дохода школы, то сегодня на каждого ее воспитанника приходится 160 тыс. руб. в год (учитывая выплаты за допобразование детей, грант на 10 млн, полученный от правительства Москвы, и пр. строки в бюджете). К слову, финансирование других школ, как и «Интеллектуал» входящих в топ-20 лучших школ Москвы (№57, №1535 и др.), куда меньше 160 тысяч... А если посмотреть на достижения школы-интерната, то и вовсе не понятно, как при бюджете 278 тыс. руб. она умудрилась сдать позиции: в 2012 г. с 7-го места в рейтинге опустилась на 11-е, а в 2013 г. - на 19-е. В этом тоже виноват департамент образования?

- Это не только вопрос рейтинга, но и нас, - говорит «МН» директор школы-интерната «Интеллектуал» Юрий Тихорский. - Вынужден признать, в том, что происходит с нашей школой, виноват в том числе и я как директор, но, к сожалению, порой мотивированное мнение отдельного человека не слышно в общем крике. Мы слишком хорошо жили, имея в бюджете почти 300 тыс. руб. на ребенка, но сейчас придется затянуть пояса, начать участвовать в предлагаемых департаментом образования программах и для этого сесть, посчитать, оформить нужные заявки, построить мини-бизнес-планы и т.д. Раньше деньги зарождались «в нашей тумбочке», теперь нужно приложить усилия, чтобы они там появились. Не всем это нравится. Некоторые мои коллеги начали бороться за свои убеждения, не считаясь с последствиями.

В беседе Юрий Борисович не обошел стороной и вопрос слияния двух школ:

- Тех, кто выступает против этого, я прошу: выскажите свою позицию, предложите свои варианты развития школы, но мне отвечают: нет, потому что мы вообще не рассматриваем вариант объединения с гимназией №1588 как жизнеспособный. Я же считаю, и с этим согласен наш основной педагогический состав, что для нас гимназия №1588 - перспективный объект присоединения: у нас при 220 местах учатся 289 ребят, а в гимназии, рассчитанной на 800 мест, - 291. Наша школа не потеряет эксклюзивность, не станет хуже от того, что к ней присоединят не очень успешную гимназию. Наоборот, мы будет подтягивать ее до нашего уровня. Я очень уважаю своих коллег - многие из них яркие личности и хорошие педагоги, но они далеки от хозяйственно-административных вещей, не готовы к конструктивному диалогу и часто не совсем правильно читают правовые документы.

Центр образования «Царицыно» - один из ярких и успешных проектов, под вывеской которого еще с середины 90-х годов начало происходить объединение в единый комплекс зданий нескольких школ и детских садов. Мы поинтересовались у директора центра «Царицыно»: почему сегодня, когда сняты еще недавно действовавшие административные барьеры и появились экономические условия для создания таких же центров, как его, находятся те, кто предпочитает рисовать максимально негативные картинки последствия реорганизации школьного пространства?

- Чаще всего подобного рода проблемы, - сказал директор центра «Царицыно» Ефим Рачевский, - возникают там, где нет диалога: кто-то кому-то что-то плохо объяснил, кто-то кого-то недопонял. При этом ситуация всегда становится невнятной, если люди начинают стучать мисками по столу и громко требовать, образно говоря, добавки к каше. В такой ситуации директор должен сделать противников союзниками и работать во благо детей, которых тебе доверили родители.

Елена Казанцева

Фото FOTOLIA.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.