Новости науки и техники
3399 | 0

Почему Запад платит России за Арктику?

Почему Запад платит России за Арктику?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Вместе с Русским географическим обществом корреспондент «МН» побывала в Архангельске, где стало ясно, почему Запад платит России за Арктику.

МЕДВЕДИ И КОТЛЕТЫ

Став в 1834 году первой в мире страной, где была создана государственная система метеорологических наблюдений, Россия за последние 20 лет бодро скатилась по уровню метеонаблюдений с первого места в мире в конец списка.

Я спрашиваю у руководителя Севгидромета, председателя Архангельского отделения Русского географического общества Леонида Васильева, как идет восстановление арктических метеостанций.

Оказывается, до советского уровня нам еще далеко - вместо 90 полярных станций работает всего 50. Да и возвращения к советским стандартам планами не предусмотрено - вместо увеличения объемов финансирования Севгидромету его урезали на 5%. «Это будет серьезный откат назад, - говорит Леонид Васильев. - Мы вынуждены сокращать программы наблюдений, закупки, ремонтные работы. Зарплаты резать не будем - куда еще? У нас и так укомплектованность метеорологами 70%, в основном девушки. А в советское время на полярные станции ехали одни мужики! За три года можно было накопить на квартиру - живешь на всем готовом, зарплата копится на книжке. Она и сейчас копится на книжке, но ее и за пять лет на квартиру не накопишь».

Метеорологи жалуются, что в Арктике развелось слишком много медведей - во времена СССР из белых медведей делали котлеты, а теперь эти звери занесены в Красную книгу, убивать их нельзя. Поэтому медведи едят метеорологов - в прошлом году съели сотрудника станции на Земле Франца-Иосифа.

«Содержание одной полярной метеостанции с людьми обходится в 10 млн руб. в год, - продолжает Леонид Васильев. - Проще автоматическую станцию установить за 30 тыс. долларов».

И установили бы. Но... Чтобы автоматические станции могли передавать данные, нужна надежная космическая группировка.

«ГОНЕЦ» - ДЕЛУ КОНЕЦ?

Начальник отдела оперативной информации Севгидромета Нина Полушина жалуется на отечественную спутниковую группировку «Гонец» - у них там то коррупционные скандалы, то запускаемые спутники обратно на Землю сыплются.

Людмила Воронцова везла айсберг в дамской сумочке

Систему «Гонец» начали создавать еще в 1996 году, однако сейчас из 12 запланированных спутников запущено только пять. Основным назначением системы «Гонец» должна была стать передача пакетированных данных между абонентами системы, которыми кроме Росгидромета по плану являлись МВД, ФСБ, Военно-морской флот и другие ведомства.

Сейчас за неимением другого приходится пользоваться услугами французской спутниковой группировки. Деньги они за это дерут с России бешеные, зато буржуйские спутники работают надежно.

Кстати, бывший генеральный директор спутниковой компании и главный конструктор системы «Гонец» Александр Галькевич был задержан в феврале этого года: по данным следствия, он прикарманил на спутниках 350 млн руб­лей...

На подведомственной территории Севгидромета за последние три года модернизировали примерно 150 станций. Однако деньги дал вовсе не федеральный центр, а Всемирный банк реконструкции и развития - иностранцы ужаснулись, что суперкомпьютеры наших метеорологов в тысячу раз медленнее западных современных аналогов! В итоге бедной сиротинушке России добрый Запад подкинул около 100 млн долларов. Росгидромет на эти деньги модернизировал значительную часть сети наземных метеорологических наблюдений.

России при таком подходе в метеорологию деньги можно вовсе не вкладывать - достаточно просто трясти Запад как грушу: мол, не дадите денег, у нас тут вообще все развалится.

«Чтобы давать точный прогноз погоды, количества станций у нас недостаточно, - признает Леонид Васильев. - Количество точек наблюдения за погодой надо увеличивать. Любое сокращение - и весь мир будет страдать от неточности!»

Чтобы познакомиться с работой метеорологов, едем на Архангельскую аэрологическую станцию. Здесь, как выясняется, тоже экономия.

...А ШАРИК ЛЕТИТ

Аэролог Надежда Лущенко занимается тем, что два раза в день надувает шары. Каждый шар стоит 3 тыс. руб., делается в Китае и способен подниматься на высоту до 35 км.

Надежда идет к баллону с водородом, накачивает шар, выносит его из ангара и отпускает в небо.

К шару привязан датчик. Полтора часа датчик передает температуру и скорость ветра на разных высотах. Потом сдувается и падает где-то на северных просторах.

Раньше шарик запускали четыре раза в день. Теперь - два. На воздушные шарики в российском бюджете тоже денег нет.

Надежда рассказывает, что не так давно зарабатывала 6 тыс. в месяц. Теперь ее повысили в должности и стали платить 10 тысяч. Из этих денег 4700 руб. она отдает за 37-метровую квартиру в деревянном бараке.

- Однокомнатная? - спрашиваю я.

- Двух! Просто компактная!

- И как на 5300 руб. можно жить и детей воспитывать? - сочувствую я.

Но Надежда не понимает моей столичной избалованности.

- Да я уж воспитала! - говорит она.

Дочке десять лет, муж объелся груш, но в целом все хорошо. Повезло Надежде с шариками - до этого ей в центре реабилитации трудных подростков приходилось работать. Там зарплата была 6 тыс., так еще и ножичком могли пырнуть.

А шарики - это прекрасно, сказала мне Надежда. И призналась: она просто счастлива.

«ПЛАВУЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

26 июля вернулся из экспедиции «Арктический плавучий университет». Это была уже третья экспедиция, в рамках которой российские ученые и студенты отправляются на месяц изучать северные просторы. Грант на исследования второй год выделяет Русское географическое общество.

- Хотите, я вам кусочек айсберга покажу? - спрашивает меня Людмила Воронцова, руководитель гляциологического блока. Я даже не знаю, что сказать от удивления. Людмила Воронцова вытаскивает ледяной кусок из дамской сумочки:

Ивана Гангнуса беспокоит рост фитопланктона в Арктике

- Две недели возили его в морозилке.

По словам Людмилы Воронцовой, дела с айсбергами «обстоят в Арктике не лучшим образом»:

 - Действительно тают. На некоторых ледниках, как на болоте, провалиться можно.

Научный сотрудник института океанографии Иван Гангнус исследовал во время экспедиции биогенные элементы в морях, например азот, фосфор.

- Ситуация с ними накаленная! Причем их не много - наоборот, мало! Весь азот быстро съедает фитопланктон, и рост жизни ограничивается повсюду! А это уже плохо для биосистемы, ведь фитопланктон ест зоопланктон, поэтому в Арктике мало рыбы.

Иван Гангнус вспоминает, как этой весной провел месяц на ледовой базе «Барнео»:

- Представляете, у них есть деньги сидеть на нашей базе и делать исследования, а у нас нет! В этом году, как ни странно, дал Росгидромет. А то одних только вип-туристов возили на три дня.

«А ЧЕЛОВЕК  МОЖЕТ УМЕРЕТЬ»

По палубе ходит второй механик Игорь Басов. Жалуется на маленькую зарплату - 25 тыс., а вот на иностранных судах можно и 60 тыс., и 150 тыс. получать.

- Я здесь ради пенсии, на иностранных судах ведь работаешь без трудовой, - объясняет мне Игорь Басов. - Хотя какие они иностранные? В основном наши все, покупают панамский флаг - и вперед! Лишь бы налоги в России не платить. Сейчас под российским флагом никто уже не ходит - невыгодно.

Что еще хорошо - на «плавучем университете» стоят новые дизели, да и в целом он в хорошем состоянии.

 - Сухогрузы - другое дело, - объясняет мне Игорь Басов. - Они в ужасном состоянии, на них ни днем, ни ночью не спишь. В советское время такого беспредела не было - все ремонты производились регулярно, суда отправляли в доки вовремя, если что случится - помощников целый штат. А сейчас экипажи сокращенные, это выматывает просто.

К Игорю постепенно подтягиваются и другие члены экипажа.

- Справку о техническом состоянии сейчас купил - и все! Проверяющие приходят - они им забашляют, вот и вся проверка! Рыбу теперь не ловят - нерентабельно рыбу ловить. Большие рыболовецкие суда на приколе стоят, маленькие еще понемногу работают. Сейчас что возят? Отсюда - нефть, сюда - импорт всякий.

Игорь Басов говорит: после распада СССР на коммерческих частных судах уже таких ужасов насмотрелся, что и вспоминать страшно.

- Вышли мы как-то в Голландию, а сухогруз наш никакой. Сразу же вышел из строя сепаратор. За ним - дизели. А тут как раз шторм. Если корабль без хода в шторм - его волна накроет тут же!

Связались с хозяином корабля - он приказывает дальше плыть. Возвращаться - большие убытки.

- Нам повезло, - продолжает свой рассказ Игорь Басов. - У нас старший механик от всех этих переживаний умер. Кое-как мы завелись и поплыли обратно в Мурманск сдавать тело. Когда приплыли, у нас дизели окончательно сдохли. Одним словом, спас нас старший механик ценою жизни. Если бы не он - всем нам конец.

(Окончание следует)

 Аделаида Сигида

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.

© 2024. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru