Новости науки и техники
4380 | 0

Нужен ли единый учебник истории?

Нужен ли единый учебник истории?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Непонятно, как в течение 13 лет такой важный инструмент пропаганды и идеологизации, как история, оставался вне интересов власти. Но, судя по недавнему выступлению Путина, этот недочет в ближайшее время будет исправлен.

Наш президент счел необходимым разработать единые учебники истории России "в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого".

- Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур. Учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований, - заявил президент. Сказано - сделано. И с сентября вся страна будет учиться по новому, "правильному" учебнику истории.
И вот уже формируется специальная комиссия ученых мужей, которые, как стахановцы, будут ваять единый учебник к началу нового учебного года. Сторонники идеи создания единого учебника по истории уверены, что разнообразие взглядов на историю приводит к отсутствию патриотизма и появлению комплекса вины перед "угнетенными" народами, который выработался за последние 30 лет. Кроме того, единый учебник должен снизить вероятность "происков Госдепа" и оградить наших детей от учебников, написанных на деньги Фонда Сороса, где СССР предстает Империей зла. В новом же учебнике история XX века, вызывающая такие разночтения, будет трактоваться в соответствии с пожеланиями Владимира Владимировича "на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур".

- Я бы обратил внимание на то, что президент говорил о создании единой концепции в контексте межнациональных отношений, по-видимому, рассматривая преподавание истории как одно из средств решения определенных проблем межнационального характера. Стремление к этому совершенно оправданно. Но и тут нас ждут большие трудности, - считает декан факультета истории НИУ ВШЭ, профессор Александр Каменский. - Очевидно, что определенные события прошлого разными народами нашей страны воспринимаются по-разному. К примеру, взятие Казани Иваном Грозным. Если в учебнике мы сумеем изложить русскую точку зрения и одновременно сказать, что это было трагедией для татарского народа, хорошо. Но это уже будет неоднозначная трактовка. Боюсь, что при интерпретации этих событий и им подобных добиться непротиворечивости нам не удастся.
Однако перед сочинителями нового учебника будет стоять именно эта задача, несмотря на то что историческая наука сама по себе невозможна без противоречий и разных позиций. Самодержавие, революция, сталинский период, поствоенная политика, железный занавес и холодная война - все эти спорные исторические сюжеты в новом учебнике будут приведены к единому идеологическому знаменателю.

- Очень много расхождений и разных оценок касается Второй мировой войны: Сталинградская битва, Курская битва, Московская битва, вступление СССР во Вторую мировую войну, ее окончание... Тут не должно быть интерпретаций - есть факты, которые школьники должны запомнить, особенно если они касаются отечественной истории и связаны с таким понятием, как патриотизм, - говорит доктор исторических наук, профессор, директор Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ, завкафедрой отечественной истории новейшего времени Александр Безбородов.
По мнению экспертов, история всегда была полем для дискуссий, в ней всегда есть острые темы. К примеру, проблема коллаборационизма в годы Второй мировой войны: вопрос о реабилитации и героизации того же генерала Власова возникает с завидным постоянством, вызывая в обществе напряжение. Не менее острые споры идут в историческом сообществе по поводу роли второго фронта в годы войны. Начались дискуссии по поводу послевоенного времени. Или та же личность Брежнева, ставшая любимым объектом для пародий: что он сделал? Подарил людям спокойные годы или вверг страну в болото застоя? Ведь там, где идет речь об интерпретации, - всегда огромное поле для полемики, которую из нового учебника постараются изъять полностью. Правда, эксперты-практики опасаются, что за соблюдением единоначалия и генеральной линии может потеряться качество продукта. И детям снова придется зубрить скучный набор дат и имен, приправленный к тому же изрядной порцией идеологии.

- На моей памяти последние лет тридцать ни одно совещание по учебникам не обходилось без чьего-либо (обычно весьма вдохновенного) монолога о том, что школьный учебник должен быть хорошо написан. Только боюсь, что "творческий коллектив" из дюжины директоров, академиков, министров, да еще и членов "старейших общественных объединений" может выражать свои суждения только суконным бюрократическим языком, - полагает заведующий лабораторией медиевистических исследований ВШЭ Михаил Бойцов.

Екатерина Люльчак

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.