4102 | 0

Не можете бросить курить? Виноваты гены, а не отсутствие силы воли

Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Бросить курить не так уж трудно, надо только постараться,  советуют курильщикам медики и психологи. И предлагают множество способов расставания с сигаретой, которые, увы, чаще всего оказываются неэффективными.

И вот, кажется, ученые нашли этому объяснение. Возможно, не слабая сила воли, а наши гены служат причиной того, что многие люди до старости лет не могут расстаться с пагубной привычкой, считают ученые.

Все начинается в подростковом возрасте, когда юноша или девушка только-только делают первые затяжки. Привычка быстро укореняется, и совсем скоро они начинают «смолить» по пачке в день. Когда эти курильщики становятся взрослыми, им труднее отказаться от курения, чем тем их сверстникам, у которых родные никогда не курили.

Медики исследовали около тысячи новозеландцев в возрасте до 38 лет, чтобы выяснить, насколько велик риск стать завзятым курильщиком у тех, кто имеет генетическую предрасположенность к курению. Выяснилось, что почти все, кто начал курить в подростковом возрасте, несут в себе гены курильщиков. К 38 годам они курили уже много лет, были никотинозависимыми и не могли отказаться от курения, сколько ни старались.

«Генетические риски влияют на развитие опасной привычки курить, - утверждает руководитель исследования доктор Дэниел Бельский из Университета Дьюка в Дареме (Северная Каролина, США). - Если у подростка есть генетическая предрасположенность, он быстрее становится заядлым курильщиком». Если человек впервые берет в рот сигарету, гены не оказывают на него воздействия. Но если он хотя бы несколько раз курил, риск стать зависимым от курения и табака для него очень  высок. При исследовании генетических рисков выяснилось, что у самых заядлых курильщиков наблюдаются изменения структуры ДНК, которые влияют на головной мозг и организм в целом, отчего и появляется зависимость от никотина. Этот вывод был сделан при исследовании ДНК 880 новозеландских мужчин и женщин. 70% из них пробовали курить, но у них не было генетической предрасположенности к курению. У тех, то выкуривал по сигарете-другой в день или покуривал лишь выходные, генетический риск был даже ниже, чем у некурящих. Зато он резко возрастал у тех, кто имеет серьезные проблемы с курением.

24% подростков с генетической предрасположенностью к курению к 15 годам начинали курить ежедневно, а 43% к 18 годам выкуривали уже по пачке сигарет в день и больше. К 38 годам лица с генетической предрасположенностью к курению выкуривали в среднем на 7300 больше сигарет, чем те, у кого такой предрасположенности  нет. Именно поэтому вся политика здравоохранения должна быть направлена на то, чтобы уберечь подростков от курения, считает доктор Бельский.

Марина Новикова,