Новости науки и техники
2527 | 0

На чипах далеко не уедешь

На чипах далеко не уедешь
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

К тому, что глаз «большого брата» неотрывно наблюдает за нами, давно привыкли жители крупных городов. А вот к тому, что «большой брат» будет не только наблюдать и фиксировать правонарушения, но еще и наказывать, готовы далеко не все.

Новая разработка, представленная тульским научно-техническим холдингом, призвана не только усилить контроль над соблюдением водителями ПДД, но и «автоматизировать» штрафы. То есть система сможет самостоятельно списывать сумму штрафа с банковских счетов автовладельцев.

Испытания новинки прошли на полигоне Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). В Казани на маршруты уже выехала первая тысяча городских автобусов со специальными метками. Каждый из них оснащен тремя чипами, прикрепленными в верхней части лобового стекла, а также на переднем и заднем номерных знаках. Вслед за автобусами потянутся и экспериментальные чипированные легковушки.  Разработчики выполняли задание по созданию государственных регистрационных знаков с микрочипами и технологией их радиочастотной идентификации от премьер-министра Дмитрия Медведева. В перспективе предполагается оснастить инновационными чипами все транспортные средства, передвигающиеся по дорогам России.

Глава «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев находит идею здравой: «Как мы поняли, устройства сканирования смогут идентифицировать марку, модель, государственный знак авто и сведения о собственнике и передавать эту информацию не привычным светоимпульсным оптическим способом, а при помощи радиочастот. Главный плюс новации - возможность контроля над соблюдением водителями ПДД и средней скорости передвижения каждого автомобиля. Что же касается способности данного комплекса штрафовать автовладельцев, то, полагаю, в настоящий момент ни сами автолюбители, ни государство не готовы к таким радикальным мерам».

Каждое административное взыскание, напоминает Лобарев, может быть обжаловано - это законное право автовладельца. Лишить его этого права значит признать, что система непогрешима. А это крайне смелое допущение. Не говоря уже о том, что кибермошенники дремать не будут и быстренько найдут способ, как уводить деньги со счетов автовладельцев, доступных дистанционному считыванию. Кстати, проводились ли испытания по защите новой системы от взлома хакеров, разработчики комплекса умалчивают.

Надо заметить, что установка только одной радиочастотной антены обойдется как минимум в 1 млн рублей.

За чей счет будет происходить смена номерных знаков с обычных на чипированные? Догадайтесь сами. На фоне все возрастающих трат на оплату паркинга, эвакуации, штрафов рост социальной напряженности нам обеспечен.

Поскольку платные дороги уже реальность, а введение платного въезда в центр Москвы, судя по всему, не за горами, то внедрение нового комплекса фиксации нарушений отлично укладывается в транспортную практику городских властей: можно будет отслеживать, оплатил  автомобилист проезд в платной зоне или нет. Так считает депутат муниципального округа Басманный Евгений Будник: «Хочется верить, что до введения платы за въезд в город дело не дойдет. Тогда функционал системы можно эффективно использовать при раскрытии преступлений, связанных с кражей автомобилей». Так или иначе, а в Нью-Йорке подобная идея провалилась несколько лет
назад. Как только местная полиция предложила отслеживать каждый автомобиль, въезжающий на Манхэттен, с помощью сканирования номерных знаков, правозащитные организации встали грудью на защиту свобод граждан и заявили, что тотальная слежка нарушает фундаментальное право американцев на неприкосновенность личной жизни. Правда, в самих США пока не утратили надежды нашпиговать автомобили микрочипами. Такую возможность рассматривают в штате Коннектикут.

В российских же реалиях новую технологию можно узаконить за пару-тройку дней. По мнению юриста Сергея Волгина, чипирование авто и сканирование номерных знаков по сути ничем не отличаются от системы фото- и видеофиксации нарушений с помощью привычных нам придорожных камер. А значит, и с чипами большой проблемы не возникнет, если скорректировать законодательство. Другое дело - «автоматизация» штрафов. Списать деньги с чужой карты можно только по решению суда. Да и право на обжалование штрафов никуда не денется.

«В аэропортах не только сканируют, но и обыскивают пассажиров в целях предотвращения террористической угрозы. Как бы зловеще это ни звучало, но будущее, в котором государство полностью контролирует своих граждан и которое давно описали фантасты, почти наступило, - считает писатель-фантаст, победитель литературных конкурсов Айнур Сибгатуллин. - Вырастут два-три поколения, и привычка сформируется».

Юлия Каблинова

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.