Сегодня 21 января 2017 г., суббота, 20:20USD 59.66 +0.3176EUR 63.72 +0.5469
Новости науки и техники

МАКС-2013: полеты во сне и наяву

4 сентября 2013
hits 1748

 Всю минувшую неделю в подмосковном Жуковском  дерзко мечтали о полетах на Марс и на Луну. Но и про дела земные не забывали: на МАКС-2013 заключили контрактов на 16 млрд долларов, 12 млрд приходятся на Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).

Первый день МАКСа оказался скандальным: вопреки устоявшейся традиции авиасалон не открыл ни президент, ни премьер.

“Мне стыдно за Россию, за 20 лет впервые не был поднят государственный флаг, не прозвучал гимн, не было первого лица государства, трибуны, официального открытия. Только какие-то черные машины сновали без конца. Стыдно и оскорбительно. Авиасалон не открыл никто. Нас теперь держат за козлов? Я не собираюсь быть козлом...” - в сердцах высказался журналистам заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев.

То, что МАКС станет опальным, можно было предвидеть из-за цепочки неурядиц в отечественном авиастроении, которые у всех на слуху. Кроме того, Владимир Путин, видимо, не был удовлетворен новинками. По сути, их и не было. Так или иначе, но мероприятие утратило “имперское” оформление. Визит премьера Дмитрия Медведева, министра обороны Сергея Шойгу, главы администрации президента Сергея Иванова и вице-премьера Дмитрия Рогозина напоминал туристическую прогулку с массовкой в виде охраны. Сергей Иванов непрерывно курил, Дмитрий Рогозин жал руки руководителям корпораций, Дмитрий Медведев методично щелкал все подряд зеркалкой.

Послушать выступление премьера в онлайн-трансляции не удалось. В пресс-центр пустили всего 40 человек. Автор этих строк прорвалась 41-й и то не без скандала. Но у организаторов авиашоу не получилось наладить звук, так что из-за хрипов и скрипов журналисты уловили лишь финальную мысль Медведева, что все будет хорошо...

АРТ-КОСМОС

Что по-настоящему развлекло высоких гостей, так это павильон Роскосмоса. Там экспонировался макет нового пилотируемого космического корабля, который заменит старые “Союзы”.  Эта многоразовая капсула предназначена для полетов к Луне и транспортно-технического обслуживания околоземных орбитальных станций. Данный проект пришел на смену многострадальному “Клиперу”, который вернули на доработку. “Клипер” был поменьше и с крылышками. Однако в “Энергии” решили, что крылышки обуглятся, и разработали  принципиально новый вариант космического корабля.  Его будут использовать для обслуживания межпланетных экспедиционных комплексов, для доставки на них экипажей и возвращения космонавтов на Землю.

Дмитрий Анатольевич с азартом игромана залез в кабину аппарата, отдаленно напоминающего большую серебряную ступу на ножках, уверенно занял кресло второго пилота, пристегнулся ремнями безопасности и начал штурмовать интерфейс  управления. Медведев, как человек, знакомый с компьютерными игрушками, оперативно осуществил стыковку со станцией. За манипуляциями премьера наблюдал известный дизайнер Владимир Пирожков. Именно он придал космолету форму арт-объекта. (Кстати, дизайн жар-птицы, факела Сочинской Олимпиады, тоже его рук дело.)

РУССКИЙ С КИТАЙЦЕМ - БРАТЬЯ НАВЕК?

Еще весной на сайте МАКС-2013 появилась информация об участии пилотажной группы китайских ВВС. Одну часть расходов китайских летчиков, впервые участвующих в зарубежном авиасалоне, взяло на себя Минобороны России (по слухам, за счет лимитов, выделяемых на боевую подготовку), другую - некоторые госкорпорации. Интересный подход, да? За наши деньги рекламировать китайскую военную технику! Летают они, правда, классно. Многие москвичи приехали в Жуковский исключительно ради китайских асов.

ЛЕТАЮЩИЕ БРЕНДЫ

Несмотря на облачность, программы полетов не были сильно сокращены. В небе Жуковского традиционно “Стрижи”, три отлаженных самолета пятого поколения Т-50 , “Русские витязи” и “Соколы России”, а также группа “Брайтлинг” на L-39 из Франции и “Балтийские пчелы” из Латвии. “Брайтлинг” (фр. Breitling) - частная пилотажная группа, спонсируемая компанией Breitling, выпускающей одноименные часы. Авиагруппа является самой крупной гражданской командой высшего пилотажа в Европе. Это высший пилотаж дорогого маркетинга.  Пока французы виртуозно позиционировали часы, русские были заинтересованы в нагнетании секретности и величия вокруг истребителей пятого поколения Т-50. На земле их кутали в чехлы и целая армия товарищей в штатском охраняла от любопытных фотографов и иностранцев.  Пока Т-50 вблизи могут видеть только их “родители” и первые лица государства.

ЭХО ДЕЛА БЕРЛУСКОНИ

На МАКС-2013 почетное место в экспозиции занял вертолет AgustaWestland AW139 - детище итальянской компании Agusta.

Транспортный самолет «Атлант» с контейнером для перевозки грузов. Именно он доставлял на Байконур знаменитый «Буран»

Несколько месяцев назад Дмитрий Медведев начал летать на нем в свою резиденцию в Горках. Всего в правительственный авиаотряд купили два итальянских вертолета, а также наладили совместное производство Agusta в подмосковном Томилине. AW139 - это летающий Mercedes, красивая, гламурная карамелька. А вот ее появление в нашем небе не столь красиво. Agusta - “дочка” компании Finmeccanica, которую в свое время тормошила прокуратура Неаполя по делу о международной коррупции. Генеральный директор Finmeccanica Алессандро Панса тогда не очень убедительно пояснял, что контакты между фирмой и российскими партнерами “развивались не в рамках межправительственных соглашений, хотя им поспособствовали превосходные личные отношения между председателем совета министров Берлускони и президентом России Путиным”. Впрочем, теперь это уже неактуально вместе с самим Берлускони.

В отличие от Дмитрия Медведева президент предпочитает использовать технику российского производства. “Связано это в том числе и с тем, что вертолет главы государства оборудован необходимыми средствами связи”, - говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

МАКС-2013: ПОГОДА ИСПОРТИЛА ПРАЗДНИК

В последний день показательные выступления были отменены. Обезумевшая от непогоды толпа снесла забор. Но, оказавшись за пределами летного поля, надо было еще сообразить, куда идти. Втиснуться в электричку на станции Отдых было нереально, чуть ли не по колено в воде люди брели к платформам Быково, 42 км, Кратово с маленькими детьми на руках, в пробках, которые образовывали сами пешеходы и транспорт. Автобусы, набитые под завязку, стояли с работающими моторами, многие задыхались в этих аквариумах.

На фоне этого транспортного коллапса неподнятый флаг, непрозвучавший гимн и несмонтированная трибуна для президента казались несусветной мелочью.

Мария Рунова

Фото  ВИКИПЕДИЯ, FOTOBANK.COM

Просмотров: 1748
Поделиться
Возраст карты - миллион лет Далее в рубрике Возраст карты - миллион лет


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.