Космос и неизведанное
6133 | 0

Не знающий жалости космос

Не знающий жалости космос
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Одна из самых трагических страниц истории отечественной космонавтики была написана 45 лет назад, 30 июня 1971 года. В этот день трое советских космонавтов завершили сложнейший и уникальнейший по тем временам космический полет, им оставалось вернуться домой, на Землю. Увы, этого не случилось.

ВО ИМЯ ЧЕГО

К началу 1970-х годов в советском космическом «хозяйстве» сложилась критическая ситуация. После оглушительных успехов, связанных с запуском первого в мире искусственного спутника Земли и полетом Юрия Гагарина, наступило некое затишье, в то время как американская космическая программа совершила резкий скачок вперед. Выиграв у Советского Союза лунную гонку, заокеанские конкуренты раз за разом отправляли своих астронавтов к естественному спутнику Земли, перетягивая на себя одеяло космической славы.

СССР просто обязан был сделать ответный ход. На нашей главной лунной надежде, суперракете Н-1, весившей 3000 тонн и предназначенной для доставки на Луну пилотируемых аппаратов, был поставлен крест. В ходе нескольких экспериментальных запусков ракета неизменно взрывалась, так и не сумев добраться не то что до Луны, но даже до земной орбиты. Необходим был принципиально новый подход к задаче космических исследований: смелый, масштабный и, что особенно важно в условиях тогдашней войны идеологий, способный удивить все человечество и показать, «кто в космосе главный».

Рассматривались самые разные предложения вплоть до явно фантастических: а не махнуть ли нам сразу на Марс? Но в борьбе мнений победила более реалистичная идея - создание на орбите Земли постоянно действующей обитаемой станции со сменяющими друг друга экипажами. По замыслу, напичканная самыми передовыми технологиями и вооружением, станция в глазах мировой общественности могла бы стать неким дамокловым мечом, ежедневно висящим над планетой, обеспечивая тотальное русское военное превосходство.

Такая станция была создана и запущена в апреле 1971 года, получив название «Салют». Был определен и состав орбитальной экспедиции: командир экипажа 37-летний Алексей Леонов, а вместе с ним Валерий Кубасов и Петр Колодин. Им предстояло стать первыми жильцами нового космического дома. Их дублеры - Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев.

ЧТО КОМУ НАЗНАЧЕНО, ЧЕЙ ТЕПЕРЬ ЧЕРЕД...

Подготовка к полету подходила к концу. Накануне отправки обоих экипажей на Байконур состоялись проводы космонавтов на квартире у Леонова. Домашняя обстановка, хорошее настроение. Основной экипаж своими мыслями был уже в космосе, а дублеры знали, что уже через неделю они просто вернутся домой.

Но вскоре случилось непредвиденное, перевернувшее все и вся с ног на голову.

Алексей Леонов вспоминает:

- За трое суток до полета нас всех подвергли рентгеноскопии. Результаты оказались неожиданными: на снимках легких Валерия Кубасова явно прослеживалось некое затемнение, хотя более ранние проверки только подтверждали его отличное здоровье. На уточнение диагноза времени уже не оставалось, понятным было одно: Кубасов в космос не летит.

Алексей Леонов предложил заменить не прошедшего медкомиссию товарища опытным Владиславом Волковым  из запасного экипажа, но всего за 11 часов до старта высшее космическое руководство страны объявило о своем решении: в космос в полном составе летит дублирующий экипаж.

Так Алексей Архипович, первый землянин, вышедший в открытый космос, чья мировая известность была соизмерима со славой Юрия Гагарина, не стал первым командиром первой в мире орбитальной станции. Он остался на Земле вместе со своим экипажем.

В ту минуту, когда комиссия объявила о своем решении, космонавты пережили состояние шока. Для одних это означало, что все их мечты о космосе, возможно, никогда не осуществятся и годы беспрестанной изнурительной подготовки потрачены впустую. Ведь  не секрет, что следующего полета могло и не быть. Других ждали почести, награды,  внеочередные воинские звания - в СССР космонавтов любили! В тот день казалось, что дублирующему экипажу выпал счастливый лотерейный билет. Но это только казалось. Настоящий выигрышный билет достался команде Алексея Леонова.

ХРОНИКА ТРАГЕДИИ

Старт космического корабля «Союз-11» был осуществлен  6 июня 1971 года на космодроме Байконур.

Перед экипажем стояла революционная для космонавтики тех лет задача - состыковаться с орбитальной станцией «Салют», перейти в ее помещения и в течение многих суток провести огромное количество научно-технических исследований и экспериментов.

Экипаж с блеском выполнил запланированную программу, но даже это отошло на второй план. Самое продолжительное в истории 22-дневное пребывание на орбите, самое большое количество совершенных витков вокруг Земли и число преодоленных километров - эти и другие космические рекорды стали играть главную роль в идеологической войне двух сверхдержав - СССР и США.

Оставалось поставить последнюю точку - благополучно вернуть экипаж на Землю.

Посадка была назначена на 30 июня 1971 года. Все должно было происходить по уже отработанному сценарию: отделение корабля с космонавтами от орбитальной станции, торможение, вход в атмосферу, раскрытие парашюта в плотных ее слоях и последующая мягкая посадка. Так все и случилось. Пилоты спасательной авиации уже издалека увидели, как огромный купол парашюта со спускаемым аппаратом «Союза-11» плавно приближается к песчаной казахстанской равнине. Все как обычно.

Подбежавшие к лежащему на песке аппарату спасатели стучат по обшивке, но, не услышав ответного стука, начинают самостоятельно открывать люк. Увиденное внутри ко­рабля привело их в оцепенение.

Все трое космонавтов находились в креслах, как это полагалось по инструкции во время посадки. И все трое были мертвы. Попытки врачей вернуть им жизнь к успеху не привели.

Впоследствии было выяснено, что причиной гибели экипажа стал вентиляционный клапан, предусмотренный на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан в нужный момент «соединял» корабль с атмосферой. Однако он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, а сработал в вакууме. Давление в кабине космонавтов опустилось практически до нуля за секунды.

Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку, однако в экстремальных условиях сделать этого не успели. Позже врачи заявили, что космонавты находились в сознании всего лишь 15-20 секунд после разгерметизации. Причина их смерти - резкая декомпрессия.

Прах погибших космонавтов - Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева - захоронен в Кремлевской стене. Были почести, великая слава и великая скорбь всей страны. Такова цена «счастливого» лотерейного билета, доставшегося дублирующему экипажу. С тех пор советские и российские космонавты уходят в космос только в скафандрах.

Валерий Мальчев

На снимке: Экипаж корабля «Союз-11» (слева направо)
Георгий Добровольский, Виктор Пацаев, Владислав Волков

Фото ТАСС/Н. Акимов

  • КСТАТИ

На месте посадки «Союза-11» в безлюдной казахстанской степи был установлен памятник, на мемориальной плите которого были такие слова: «Подвиг отважных сынов советского народа космонавтов Г. Добровольского, В. Волкова, В. Пацаева, совершенный во имя торжества науки, на благо всего человечества, навсегда останется в благодарной памяти людей всей планеты».

В 1990-е годы памятник был разрушен вандалами и сдан на металлолом. Мемориальная плита тоже не сохранилась.

 

  • СУХАЯ СТАТИСТИКА

За 55-летнюю историю пилотируемой космонавтики произошло пять трагических аварий, приведших к гибели экипажей как во время полетов, так и при подготовке к ним. Кроме гибели экипажа «Союза-11», это были:

«Аполлон-1», США, 1967 год. Во время наземной имитационной тренировки условного запуска в командном модуле корабля экипаж сгорел заживо. Официальная причина: короткое замыкание проводки, искра которого воспламенила внутреннюю искусственную атмосферу, состоявшую на 100% из кислорода. Погибло трое астронавтов.

«Союз-1», СССР, 1967 год. При посадке на землю спускаемый аппарат космического корабля после входа в атмосферу не смог затормозить падение и разбился от удара о землю. Причина аварии - не раскрывшийся основной тормозной парашют. Погиб летчик-космонавт Владимир Комаров.

Шаттл «Челленджер», США, 1986 год.Космический корабль с полным экипажем на борту взорвался в воздухе после старта по причине разгерметизации элементов твердотопливного ускорителя. Погибли 7 человек.

Шаттл «Колумбия», США, 2003 год. Из-за повреждения теплоизоляционного слоя на крыле аппарата при входе в атмосферу шаттл сгорел в атмосфере. Погибли 7 человек.

 

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.