Новости культуры и искусства
2118 | 0

Война всех со всеми

Война всех со всеми
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Для тех, кто хоть раз окунулся в книжный мир Средиземья, созданный профессором Джоном Рональдом Руэлом Толкиным, новый фильм Питера Джексона - еще одна возможность пройтись знакомыми местам. Правда, в отличие от трилогии «Властелин Колец», в «Хоббите» режиссер повел нас далеко не по проторенным Профессором дорожкам.

«Хоббит. Битва пяти воинств» - третья и последняя часть экранизации тоненькой книжки, события которой происходят задолго до начала истории «Властелина колец». Это вполне цельная история, а не превью, и далеко не рассказ о том, как же все-таки нашлось то самое кольцо, от которого потом не могли избавиться. Видимо, желая растянуть время экранизаций и более прочно связать «Хоббита» с «Властелином колец», Питер Джексон добавил в сюжет много того, о чем сам Толкин упоминал лишь вскользь. Последняя часть выглядела как строка, которую начали писать красивым размашистым почерком, а закончили кривым мелким с невнятной концовкой. Нахватав сюжетных линий из профессоровских «Приложений» и «Сильмариллиона», режиссер «Властелина колец», видимо, счел себя вправе разбавить все это вопиющей отсебятиной. Результатом такого смешения котлет и мух явилась сцена освобождения Гендальфа, удерживаемого в плену Сауроном. Напомню, Саурон - это тот чародей, влияние которого ощущалось даже в светлых и защищенных землях эльфов. Так вот, великий Враг Средиземья почему-то вдруг испугался позеленевшей эльфийки Галадриэль. Да, согласна, она не так проста, как кажется, но не ей указывать Саурону, где у него власть есть, а где нет.

Тем временем Торин Дубощит официально становится королем под горой и заболевает «драконьим недугом». Ни монетки он не собирается отдавать ни людям, пострадавшим от их разборок с драконом, ни уж тем более эльфийскому королю Трандуилу. В огромных залах Эребора, среди груд золота, он с маниакальным рвением ищет королевский камень Аркенстон – венец всех подгорных сокровищ. Король подозревает всех своих собратьев в воровстве. Всех, кроме Бильбо. А зря. Наш бравый хоббит спрятал Аркенстон за пазухой до лучших времен. Вот и сидят 13 гномов на куче золота, завалив входные ворота. А вокруг одинокой горы стремительно сгущаются тучи, и собираются армии.

Во главе войска эльфов король Трандуил верхом на боевом лосе. Он, как и прежде, поражает своим пафосом. Во главе сборного сброда людей герой Бард, победивший дракона. Эти двое всерьез решили выбить у Торина причитающиеся им сокровища. Торин же, несмотря на явный перевес сил врага, гордо прячась за стеной, сообщает, что лучше умрет, чем заплатит по счетам. В результате все решили орки. Им тоже нужна была одинокая гора, как стратегически важный пункт. И когда все собравшиеся «хорошие» народы готовы были вцепиться друг в друга, из под земли явились две армии гоблинов и орков. Эльфы, гномы и люди объединились для борьбы со «злом по умолчанию», оставив свои внутренние разборки на потом.

Сцены битв, увы, не поразили зрелищностью. Орки падали замертво от малейшего пинка. Как шутку вспоминаешь слова Гендальфа, который уговаривал Барда и Трандуила объединиться с гномами против армий Саурона, мотивируя это тем, что Бард собрал рыбаков, а там орки – воины, которых обучали воевать. Обучали? Да даже лось Трандуила бил бедных орков пачками, чего уж говорить про малолетнего сына Барда, который лосю не уступал. На фоне этого особенно смешно было смотреть как Кили, Тауриэль и Леголас поочередно не могут справиться с Болгом - не сказать, чтобы уж очень мощным по комплекции орком. Ну и Азог, прекрасно смотревшийся в роли полководца, сплоховал в индивидуальном зачете, очень глупо провалив бой с Торином.

Летающий Леголас, эльфы, которые в гуще сражения начинают выделывать балетные па, неуместная совершенно любовная линия эльфийки и гнома, со всеми полагающимися рассуждениями насчет настоящей и не настоящей любви непосредственно во время и после битвы, ну и, конечно же, черви из «Дюны» - тот набор, на фоне которого все что угодно можно вписать в концепцию, не только боевых лосей, свиней, баранов и прочей живности.

Фильм оставляет впечатление недосказанности. Что стало с беженцами из сожженного города? Кто стал королем под горой после гибели Торина? Куда делся волшебный камень Аркенстон? Видимо, стоит ждать расширенной версии фильма, чтобы понять, как отразилась «Битва пяти воинств» на Средиземье.

Из сугубо положительных моментов стоит отметить прекрасную актерскую игру. Знакомые многим по «Властелину Колец» актеры Мартин Фриман, Люк Эванс и Ли Пэйс превосходно исполнили свои роли, заставляя сопереживать каждому герою. Орк Азог в исполнении Ману Беннета получился живым и весьма колоритным. Впрочем, в «Битве пяти воинств» каждый персонаж проработан до мельчайших деталей.

Питеру Джексону и его команде удалось передать эмоции героев, преподнести их так, чтобы они задели каждого зрителя. «Надо же, какая это грустная штука - победа», - говорит Бильбо в книге «Хоббит, или туда и обратно». После просмотра картины осознаешь горечь этих слов с новой силой. А значит, можно сколько угодно искать несоответствия в «Битве пяти воинств», но равнодушным она не оставит никого.

Нина Малеваная

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.