Новости культуры и искусства
3069 | 0

Театр Луны «обелил» Дали

Театр Луны «обелил» Дали
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

daliТеатр Луны показал новый спектакль «Дали и испанская королева из Казани» в постановке народного артиста России Сергея Проханова.

Спектакль с парадоксальным названием приурочен к 110-летнему юбилею великого испанского художника Сальвадора Дали, который будет отмечаться в мае 2014 г. Состоялся пока что «генеральный прогон» или, как такие показы именуют сами артисты, «для пап и мам» (официальная премьера состоится 28 ноября). Забегая вперед, скажу, что все было всерьез, актеры выложились сполна. Когда они снова и снова, на бис выходили раскланиваться, было видно, что все выжаты, как лимон, но то была счастливая усталость – чувствовалось, что спектакль нравится и самим исполнителям. Перед началом на сцену вышел художественный руководитель театра, автор пьесы о Дали, режиссер-постановщик спектакля Сергей Проханов. Он признался, что раньше не так уж много знал об одном из самых ярких художников ХХ века. Заняться Дали его побудило посещение музея художника в его родном Фигерасе. «Мне попался чудный гид – женщина, которая так хорошо рассказывала о Дали, что я влюбился в эту историю, после этого в течение двух лет вынашивал замысел постановки, - сообщил Проханов. Как ни покажется странным, но, по его словам, «о Дали не написано ни одной приличной пьесы, два-три человека что-то писали, но это так – литературное чтение». В общем, Проханову пришлось капитально засесть за стол и восполнить пробел. В итоге получилась довольно сложная вещь. Как объяснил сам Сергей Проханов, это – «история художника глазами режиссера, представляющего Дали таким, каким я сам себе его представляю». Судьба мастера переосмысливается в воображении одного из персонажей пьесы – режиссера, вынашивающего замысел фильма о жизненных и творческих коллизиях гения. Поэтому искать точное соответствие перипетий постановки фактам биографии Дали бессмысленно. «Фантазия спектакля выходит далеко за рамки биографии», - отметил Проханов.

Какова же сверхзадача постановки? Режиссер объяснил и это: «Мы хотели немного обелить Дали, поскольку он – гений». Нужно ли было это делать? Одну из самых противоречивых, загадочных, эпатажных и, безусловно, гениальных личностей всех времен и народов нельзя ни обелить, ни очернить – он таков, каков был и остался в мировой культуре. Однако будь Дали жив, наверняка одобрил бы замысел постановки – не сводить повествование о нем к банальному жизнеописанию. Дело в том, что Дали совершенно не укладывается в собственную биографию. Он не раз признавался, что и сам далеко не всегда может объяснить мотивы тех или иных своих поступков, сюжеты тех или иных своих картин, отличить вымысел от реальности. И того, и другого густо намешано в спектакле. Зрителю, даже не поленившемуся накануне залезть в «Википедию», все равно не просто будет понять, где кончается биография и начинается фантазия создателей спектакля. Постановка сложна по форме, это честно признал и сам Проханов. В ней полно пластических номеров, музыки, звуковых и оптических эффектов. Однако, несмотря на весь этот «шик-блеск», зритель, ждущий от постановки лишь развлечения, пожалуй, будет разочарован. Смотреть спектакль - еще и труд. Тут, как говорится, головой работать надо, чтобы докопаться до смысла.

В центре внимания создателей спектакля – история любви великого испанца и русской женщины Елены Дьяконовой из Казани (отсюда название постановки), которую Дали переименовал в Галу. Их отношения по своей противоречивой сложности, взлетам и падениям, пожалуй, не уступят любой, самой заковыристой композиции Дали. Красочный, провокационный спектакль, в котором использованы едва ли не все новейшие театральные технологии, в конечно счете, посвящен одному – любви двух незаурядных личностей. Впрочем, заурядных нет у любви, если, конечно, она – настоящая. Эта утешительная мысль возникает после просмотра новой, смелой и яркой постановки Театра Луны.

Игорь Минаев, Фото: Ольга Кузнецова

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.