Новости культуры и искусства
1551 | 0

Спектакли Дмитрия Крымова соберутся под крышей ШДИ

Спектакли Дмитрия Крымова соберутся под крышей ШДИ
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Дмитрий Крымов относится к числу тех режиссеров, у которых за годы работы в театре успел сформироваться пул преданных фанатов. Невероятно поэтическая режиссура Крымова в сочетании с его удивительным чувством юмора формируют особый стиль его постановок, которые неизменно становятся заметными явлениями в московской театральной жизни. Тем обиднее всякий раз было осознавать, что для каждой новой постановки Крымову приходится искать подходящую площадку – часть спектаклей шли на подмостках «Открытой сцены», часть – в Школе Драматического Искусства, часть – в Центре имени Мейерхольда.

Но под занавес 2013 года поклонники лаборатории Крымова услышали приятную новость – отныне все любимые спектакли соберутся под одной крышей, под крышей ШДИ. И лабораторию, конечно же, хочется поздравить с этим событием. Во-первых, это удобно – говорю как человек, однажды перепутавший сцены и приехавший смотреть «Смерть жирафа» на Сретенку. А во-вторых, теперь у Крымова и его ребят, наконец-то, появился дом, родная сцена. Эту сцену еще надо обжить, к ней надо привыкнуть, но главное, что это уже свершившийся факт. 

Первыми в Тау-зале ШДИ были показаны три спектакля, переехавших с Поварской улицы, – «Смерть жирафа», «Сэр Вантес. Донкий Хот» и «Торги». А «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера» в первый раз на новом месте будет показана в середине января. Мы благодарны администрации театра, которая любезно пригласила нас на эти первые показы, – мы решили посмотреть «Торги», название которого напрямую связано с аукционом, где был продан знаменитый вишневый сад. Несколько лет назад, когда не состоялся еще грандиозный парад чеховских персонажей под звучным названием «Тарарабумбия», «Торги» казались остроумной виньеткой, не полноценным спектаклем по мотивам чеховских пьес, а просто элегантным напоминанием о Чехове. Но теперь, после «Тарарабумбии» (спектакля также лишенного магистральной сюжетной линии), на «Торги» смотришь уже под другим углом. Разумеется, это репетиция «Тарарабумбии» (чего стоит чучело чайки – надо понимать, кочующее между двумя спектаклями), но репетиция в чем-то даже более глубокая, чем этот крымовский opus magnum. Полуторачасовое шествие треплевых, прозоровых и раневских – представление абсолютно самостоятельное, можно никогда в жизни не читать и не смотреть чеховских пьес, но все равно получить от увиденного максимальное удовольствие. В этом и состоит главное достижение Крымова – мало кому еще удавалось поставить на сто процентов зрительский спектакль, который был бы столь насыщен аллюзиями и цитатами. «Торги» в этом смысле к зрителю несколько более требовательны. Не имея хотя бы примерного представления о «Трех сестрах», «Вишневом саде», «Чайке» и «Дяде Ване» на этот спектакль лучше не ходить. А самый долгожданный зритель здесь тот, который может сходу определить, к какой из перечисленных выше пьес относится та или иная фраза. 

Но самое интересное, что «Торги» не исчерпываются банальной угадайкой – даже самый искушенный зритель сможет взглянуть на Чехова иначе. «Тарарабумбия» в силу своей ориентированности на массовую аудиторию меняла лишь форму чеховских пьес, в «Торгах» же временами переосмысливается и само содержание. Либо к очевидным, в общем-то, постулатам обнаруживаются парадоксальные иллюстрации. Мой, наверное, любимый момент связан с доской-качелями, по разные стороны которых расположились Аня с Петей и Ирина с Соленым. Они судорожно ищут равновесия, но одни падают, другие взмывают вверх и тоже падают, а потом все повторяется по кругу. И это, пожалуй, самая точная аллегория отношений – любовь бежит равновесия, любовь – это американские горки (ну или русские качели). Одна только Раневская (в блестящем исполнении Оксаны Мысиной) ровно сидит в центре доски и с тоской вспоминает того, кого она оставила в Париже. Ей тошно в одиночестве, ей хочется взмывать вверх и падать…

Находок такого плана в спектакле множество, но под конец хотелось бы вспомнить домик из песка, на крыше которого в самом начале красуется недвусмысленная надпись «Поварская, 20». Цитата из афиши: «В роли Вишневого сада – 3124м2 театра «Школа драматического искусства» на Поварской улице, дом 20». В «Торгах» звучит личная история – у знаменитого основателя ШДИ Анатолия Васильева правительство города «конфисковало» театр, что стало причиной скорого отъезда режиссера за границу (именно к нему и рвутся актеры, когда цитируют «Вишневый сад»: «Если опять поедете в Париж, то возьмите меня с собой!») Кажется, теперь эти 3124м2 таки ушли с аукциона. Впрочем, вопреки пьесе, такого рода изменения можно только приветствовать.

Евгений Вихарев

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.