Новости культуры и искусства
4231 | 0

Сергею Жигунову угрожают судом из-за его «Мушкетеров»

Сергею Жигунову угрожают судом из-за его «Мушкетеров»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В прошлом номере мы предположили, что сериал «Три мушкетера», в отличие от предшественника с соседней кнопки - «Шерлока Холмса», столь же ожесточенных споров не вызовет. И, как выяснилось, ошиблись. Причем дело, судя по всему, не ограничится привычной уже критикой. Создатели двух экранизаций - классической, 30-летней давности, и новой - могут «скрестить шпаги» в зале суда.

Тот, первоначальный, вывод был основан на договоренности режиссера-дебютанта Сергея Жигунова и д’Артаньяна с 30-летним стажем Михаила Боярского. Нового «Шерлока Холмса» ругал-то по большей части сроднившийся с гениальным сыщиком Василий Ливанов. А с не менее вросшим в персонаж Боярским Жигунов договорился еще в середине 90-х. Тогда, на съемках «Королевы Марго», наш знаменитый д’Артаньян попросил «гардемарина», делающего первые шаги в качестве продюсера, не снимать пока «Мушкетеров» - сам хотел доиграть роль до конца. А пару лет назад Жигунов пересекся с Боярским в аэропорту, невзначай спросил: доиграл ли тот? Михаил Сергеевич в ответ кивнул, и этот кивок стал призывом к действию.

Уговор дороже денег - от Боярского худого слова в адрес новой экранизации нет и, скорее всего, не будет. Свое недовольство, и достаточно резкое, высказали другие. Но сначала, как водится, за здравие...

«ЗНАЮ, ПОЧЕМУ ИЗ НАШЕГО КИНО УШЛО КАЧЕСТВО»

Жигунов перед телепремьерой выглядел настоящим победителем. Еще бы! Режиссерский дебют - и сразу широкий прокат, многосерийная версия на Первом канале! Любого бы на его месте эйфория охватила.

Продюсер Жигунов рассказывал, что честно пытался найти режиссера на «Мушкетеров», никак не мог. И тогда решил снимать сам. Окончательно убедил его в верности такого шага не кто-нибудь, а Вадим Абдрашитов. «А что, - сказал маститый кинематографист, - ты же про артистов все понимаешь...»

- Но в результате оказалось, что понимаю я не только про артистов, - говорит Жигунов. - Оказалось, многим я занимался и раньше только в качестве продюсера, просто никогда не задумывался над тем, что делаю. Я всегда довольно серьезно вмешивался в процесс создания фильмов, которые производятся на моей студии: придумывал истории, эпизоды, персонажей. Утверждал кастинг, грим, принимал музыкальные эскизы, сидел на записи звука, участвовал в монтаже... Поначалу на съемках «Мушкетеров» постоянно ловил на себе удивленные взгляды. Потом понял их причину. Я делал какие-то вещи, которых сегодняшние режиссеры давно не делают. Режиссеры не всегда ходят на озвучание, не утверждают эпизодников, не отсматривают костюмы массовки. Они уже давно много чего не делают из того, что делали в советское время! И вот с того момента, как они перестали все это делать, качество из отечественного кино куда-то ушло. И теперь все вздыхают: «Какие были прекрасные советские фильмы!»

- Говорят, режиссер из вас получился очень эмоциональный, на площадке страшно ругались...

- Ну смотря на кого. Кого-то я уволил почти сразу. Ассистенты, которые набирали для меня сотрудников, были в ужасе: «Никого больше нет. Это лучшие были». Но эти «лучшие» не соответствовали моим представлениям о том, как должно быть... В итоге у меня собрался потрясающий состав - оператор, художник по костюмам, гример, постановщики трюков, художник-постановщик... Разве что артистов я практически не обижал. Потому что их всех очень люблю. Даже тех, которые себя плохо ведут.

- Так в чем же все-таки главное отличие вашей картины от фильма Юнгвальда-Хилькевича?

- Гениальная музыка Дунаевского - главный герой советского фильма! Ну а в остальном главное отличие - в возрастном соответствии. Ведь это история про молодого человека, который покоряет Париж. Согласитесь, совсем другая, чем та, в которой к трем взрослым дядькам присоединился четвертый взрослый дядька. Все герои, включая Констанцию, в моей картине старше д’Артаньяна, и без этого «Трех мушкетеров» быть не может. Без отечески сыновних отношений между тремя мушкетерами и главным героем. Иначе все разваливается, иначе непонятно, почему они его опекают и не могут бросить... Вы знаете, я пересмотрел безу­м­ное количество экранизаций «Трех мушкетеров» и был удивлен тем, что все пытаются как можно дальше отойти от Дюма. Главное отличие моего фильма от предыдущих заключается в бережном отношении к тому, что было написано автором...

«МОЙ СОВЕТ ЖИГУНОВУ: БРОСИТЬ РЕЖИССУРУ»

В последнем ответе Сергея, как выяснилось, и была заложена бомба замедленного действия. О том, что она может разорваться в любой момент, нам рассказал режиссер классических «Мушкетеров» Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

- Посмотрел кое-что, но... Как вам сказать? Моя экранизация - 23-я. И после моей вышло еще штук 30. Ну что, смотреть очередную халтуру? - неожиданно резко начал режиссер, которому в этом году исполнится 80 лет.

- Георгий Эмильевич, исходя из чего же такой вывод сделали? Сами же говорите, что видели не много...

- Мне хватило. Во-первых, я увидел в роли госпожи Кокнар Ксению Кутепову. Когда-то я ее открыл, она играла школьницей у меня в картине «Куда он денется», стала прекрасной актрисой. А тут я увидел человека, совершенно растерявшегося, который не знает, что делать, как себя вести в этой ситуации. Любит она Портоса - не любит, что это: капустник или серьезный разговор между ними?.. Причем про Алексея Макарова, который играет Портоса, мне моя приятельница Женя Крюкова сказала, что он просто фантастический актер. Я Алексея совсем не знаю. Но смотрю на него - тоже в полной растерянности, не знает, что ему делать. В результате Портос в этой экранизации получился каким-то совершеннейшим подонком и кретином. Лично я эту сцену, где он выпрашивает себе обмундирование, не стал ставить в фильм по той причине, что нельзя так опрокидывать достоинство героя. У меня-то от Дюма почти ничего нет, а вот так дословно следовать книге и разговаривать так, как они там разговаривают, ну это, по-моему, очень непрофессионально.

- Непрофессионально следовать первоисточнику? Жигунов как раз настаивает на бережном отношении к автору, удивляется, почему до сих пор так никто не ставил «Мушкетеров».

- Ну пускай настаивает. Экранизация - это особый жанр и особая сложность. Идти за автором невозможно, потому что кино и литература - разные виды искусства. Этого Жигунов не понял... Ну нельзя делать из Портоса ничтожество. Эта сцена, которую он поставил, - ужасающая с точки зрения режиссуры. Все-таки Портос мужчина, а тут непонятно какого цвета человек: то ли голубого, то ли фиолетового.

...Да, могу сказать, что шикарные костюмы, интерьеры. У меня таких средств не было, конечно: все снял в одном Львове и ни на что не претендовал. Но я своей картиной просто выражал любовь к Дюма, который не дал мне сойти с ума, когда я три года лежал в гипсе, читал «Трех мушкетеров», и это произведение спасло меня от сумасшедшего дома... А здесь какая главная задача? Я даже не знаю, чего Жигунов хотел сказать! Зачем снимал?.. Ладно еще новый Холмс, на которого смотреть просто стыдно. Но там все-таки потрясающе играет Панин. И так снято, такие планы! Есть что-то в картине. А когда нет ничего - остается лишь недоумение. И самое обидное, что огромное количество людей решили, будто я это снял. Ругаются, говорят: фильм плохой и как тебе не стыдно?.. Всем отвечаю: обращайтесь к Первому каналу, я к этому фильму не имею никакого отношения.

- Для Жигунова это режиссерский дебют. Что бы ему посоветовали?

- Могу пожелать только одно: бросить режиссуру - это не его дело, и заниматься своей профессией, тем, что он умеет делать хорошо. В этой картине, могу сказать, все хорошо с точки зрения костюмов и все очень плохо по части режиссуры и игры. Как люди ходят, как руки держат! Как ведет себя тот же Вася Лановой, который, к сожалению, тоже не представляет, что ему делать, куда идти. Но самое ужасное - это реклама этого фильма под песню «Пора-пора-порадуемся на своем веку»...

- Поэтому, наверное, многие и решили, что это ваши очередные «Мушкетеры».

- Наверное... Но вообще как это можно было сделать? Не знаю, Жигунов ли придумал, или сделали без него, но это уже просто запредельное хамство! Ладно еще я, хотя замысел этой песни абсолютно мой. А вот Макс Дунаевский собирается в суд подавать. И уже иском занимаются юристы. Будет скандал! Я с ним разговаривал неделю назад, когда увидел эту рекламу, он сказал: это им дорого обойдется... А Жигунову еще хочу вот что сказать: нельзя такую экранизацию режиссеру-новичку делать. Да еще Дюма, да еще при наличии моей картины в этой стране... Чего он хотел добиться? Надо же снять лучше! Значит, Жигунов был уверен, что снимет лучше, что потрясет этим фильмом всех. Потряс всех своей... неадекватностью. Вот и все...

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Валентин Смирнитский:

- Включил - и неинтересно стало. А с какой стати я должен этот фильм смотреть? Потом за 30 с лишним лет «Мушкетеры» так мне уже надоели!.. Судя по тому, что увидел, могу сказать: красивая картинка, дорогое удовольствие. А так особенно никакого впечатления не было. Можно экранизировать, если какая-то новая идея есть. Была ли она у Жигунова, я не знаю. Честно говоря, не разглядел.

Дмитрий Мельман

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.