Новости культуры и искусства
19296 | 0

Режиссер Алексей Смирнов: о родителях, сестре, большой любви и… киллере

Режиссер Алексей Смирнов: о родителях, сестре, большой любви и… киллере
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Молодой режиссер, четверокурсник режиссерского факультета ВГИКа Алексей Смирнов из известной семьи. Его отец - знаменитый режиссер Андрей Смирнов, сестра - режиссер и телеведущая Дуня Смирнова, мама тоже актриса. А учится  профессии Алексей у именитого Сергея Соловьева.

Недавно Алексей удивительно и оригинально провел церемонию открытия кинофестиваля «Московская премьера» и тут же стал известен в киношной и околокиношной тусовке. О семье, жизни, учебе и первых шагах в режиссуре с ним беседует кинообозреватель «Мира новостей».

- Алексей, расскажите, когда вы начали заниматься режиссурой, и поняли, что именно это - ваше призвание? Как отнеслись к этому ваши родители и старшая, сводная сестра? Помогали ли они вам на первом этапе и помогают ли (советами, практическими делами, материально) сейчас?

- Мой выбор профессии не связан с «хождением по стопам», или с каким-то гнетом семьи. У отца было всегда одно желание: чтобы его дети НЕ работали в кино. Он мечтал, чтобы я был филологом, математиком, музыкантом, гольфистом - только бы не киношником.

А лет в 14 я впервые поработал в кино - на сериале «Тяжелый песок». Я набирал массовку в городе Щорс. Никто не приходил в офис, и я бегал по городу, агитируя людей сняться в фильме. Набрал больше шестиста человек, и пришлось снимать их как в тюрьме, с номером. Помню, какими глазами на меня смотрели режиссеры, когда видели толпу в углу съемочной площадки, которую 14 летний пацан снимает с порядковыми номерами.

Мне платили суточные, я отдавал их отцу, а сам играл с местными взрослыми мужиками в бильярд на деньги. Кстати, часто выигрывал. Это было настолько прекрасное, романтичное время, что мир кино меня затянул. Я работал на съемочных площадках еще и еще.

Вообще я много кем поработал, был курьером, турагентом, учителем, переводчиком, но ничто не доставляло такого кайфа, как стоять в 7 часов утра у дверей актрисы Вилковой, на Дуниных «Отцах и детях» с чашкой горячего кофе.

В кино я, прежде всего, чувствовал себя нужным, полезным миру. А потом уже - пришли амбиции. Но это другая история.

Родители всегда мне помогали всем вышеперечисленным. Причем и не скажешь, кто больше. Мать с детства выдрессировала во мне артиста -  уже в школе выигрывал конкурсы чтецов.

Отец дает очень ценные ремесленные советы, держа уважительную дистанцию с моими идеями.

Дуня - никогда не лезет помогать, но стоит ее попросить - сделает и скажет все возможное.

Это центральная идея нашего сосуществования, для меня очень важная - как любая семья, мы ссоримся, подкладываем друг друга, но всегда с уважением относимся к чужому творчеству. А оно у нас всех разнющее!

-  Учеба у Сергея Александровича Соловьева наверняка  поспособствовала появлению в вашем характере новых качеств, а от каких - то качеств, пристрастий, слабостей, заставила отказаться. От каких и почему?

- Я был очень уверенным в себе человеком, знал чего хотел делать, любил больше глядеть, чем видеть. После пары лет с Соловьевым, я всегда стараюсь быть максимально внимательным, совершенно не представляю, что и как делать, но совершенно спокоен по этому поводу. Мы прошли путь от его криков  среди всего курса: «Умоляю, уйди сам, я ненавижу выгонять», обещаний нанять киллера, до того, что один из моих фильмов он назвал «удивительным сочинением о человеческой душе» (не забыв в пух и прах разгрести другой), до Пьера в «Войне и мире», до написанного им сценария моего диплома.

Не знаю, какие там могут быть качества. Работать и помалкивать. Если нужна умная формулировка, то так: «Когда ты становишься режиссером, то помни правило: ты должен всем, тебе никто». И работай. Молча.

- Ваш педагог Соловьев говорит, что  его ученики вряд ли будут «таскать каштаны из огня» для продюсеров, он не учит вас зарабатывать деньги. Но лично вы ведь хотите быть не только  известным и уважаемым в узком кругу своих коллег и друзей, но и успешным, состоятельным, а значит вам придется нарушать какие - то заповеди учителя и сейчас вы уже  начали нарушать?

- Я думаю, режиссер - это человек, который достает себе хлеб этой профессией. Так что пока, я - любитель. В современных условиях, не думаю, что это легко. Уверен, есть те сумасшедшие, которые стали бы моими продюсерами. Время покажет. Сегодня я отношусь, по выражению одного известного политика, к «не только лишь всем» - не смотрю в завтрашний день. Будем жить, будем работать, глядишь, покажется это злосчастное небо в алмазах.

- Какие качества в близких людях  важны для вас?

- Простота, свобода, мужество. Хороший вкус на женщин. Глубокий желудок. Страсть к бреду.

-  Что из своих качеств вы переняли от отца, а что от матери? К  кому из них вы больше прислушиваетесь в жизни (насчет творчества, думаю, очевидно - к отцу)…

- А вот не скажите! Мать была со мной все детство, неразрывно. Попробуй, не послушай ее - он покажет и мне, и отцу. Если серьезно, они прожили 39 лет вместе. Он давно уже один организм. Но думаю, самое ценное мамино качество - абсолютная внимательность по отношению к близким, мелочам, еде и творчеству. Мама видит все, отец - 30% (касающихся напрямую его работы - 150%), а я уже 32. Но, какие мои годы?

А в отце, меня всегда восхищало его отношение к смерти. Не знаю ни одного другого человека его лет, который так буднично, спокойно говорит, что жизнь - подготовка к ней, совершенно не боится, но и не стремится на тот свет. Отец любил быть молодым, а теперь любит быть старым. Мне кажется, это и есть высшее понимание  христианского смирения.

- Насколько часто общаетесь вы со сводной сестрой? Как относитесь к ее творчеству в кино и на ТВ? Хотели бы сами снимать подобное, очень философское, при этом жизненное кино, вести телепрограммы?

- С Дуней - реже, чем хотелось бы нам обоим,  но у нас бывают свои моменты близости. Как то давным-давно, мы несколько часов слушали композицию Гребенщикова «Навигатор», и были совершенно счастливы. Одно из самых счастливых воспоминаний детства.

Я люблю Дунькино кино, и вообще считаю ее одной из умнейших и талантливейших баб мира. Чтобы делать, как она, мне нужно будет преодолеть ту пропасть книг, живописи и знаний, которая нас разделяет. Таких образованных людей, как Дуня, я больше не знаю.

Мой любимый ее фильм – «Два дня». Я, вопреки Соловьевским тренировкам, обожаю простое, но вкусное коммерческое кино. Да и Бондарчук показал себя актером голливудского класса, задвинув многих наших звезд на полочку.

-  О личной жизни, увлечениях, о том, чем занимаетесь в свободное время… С кем вам легче общаться - со сверстниками или с людьми, которые старше вас?

- Мою личную жизнь зовут Таня, ей 23 года, она выпускница Шукинского училища, и мой идеал. Это, конечно, очень несправедливо - встретить свою идеальную женщину в 17 лет, но что делать? Так лучше, чем никогда. Вообще я жутко против всех ранних браков, но с Таней я просто не мог иначе. Я очень хотел говорить про нее «моя жена». И вот, мы уже третий год женаты, и мое восхищение ею только растет. А она, в свою очередь, держит меня в любви и строгости.

У меня очень странные друзья. Один бывший фельдшер-писатель, другой сценарист-игродел, третий-коллега, четвертый просто сидит дома, пятый - актер, слесарь и альпинист-реставратор. С удовольствием через пару лет отпишусь, чем занимаюсь в свое свободное - надеюсь, оно уже появится!

Интервью взял Андрей Князев

Фото mospremiera.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.