Новости культуры и искусства
2367 | 0

Планета по имени Майя

Планета по имени Майя
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Друзья Майи Плисецкой вспоминают великую балерину. Поэты, хореографы, солисты Большого театра... Все эпитеты о ней только в превосходной степени.

Поэт Евгений Евтушенко:

«То, что с нами нет теперь Майи, - это огромная потеря. Не просто, скажем, потеря великой балерины - она была великой. Но это потеря удивительного человека - она была настоящей интеллигенткой, до мозга костей. И относящейся непримиримо к любым формам несправедливости, она выступала всегда по делу и по справедливости и всегда была права. Она была настоящей и свободомыслящей актрисой, большой актрисой, большой русской легендой. Она не занималась политикой, по-моему, никогда не была депутаткой и так далее. Но она была мыслящая, настоящая женщина, достойная подруга большого нашего композитора. И это, конечно, для него большая потеря».

Елена Андриенко, ведущая солистка Большого театра:

«С Майей Михайловной мы виделись давно. Она постоянно приезжала в Большой театр на премьеры, интересовалась его жизнью, а в последний приезд зашла в класс и смотрела, как занимаются артисты. Я воспринимаю Майю Михайловну как человека, который всегда был в балетном строю. Она все время танцевала и занималась, и у всех было ощущение, что она будет жить еще долго. Такие люди не уходят на пенсию, а постоянно работают, в любом возрасте отдают профессии и искусству все свои силы. Что уж говорить про ее потрясающие руки, которыми она танцевала, повторить это вряд ли возможно. Помню, что мы смотрели на нее всегда с изумлением. Майя Плисецкая - это человек планетарного масштаба, талант ее переоценить невозможно».

Марианна Рыжкина, балерина Большого театра:

«Она всегда подтянутая, всегда красивая, всегда ничем не обиженная. Как-то ей удалось сохранить вот это чувство в себе. Хотя она была острая на язык. Все, наверное, читали книгу Майи Михайловны, и реплики все ее знают. Но при этом при всем какая-то сила внутренняя, красота всю жизнь ее сопровождали. Открытая, потрясающе легкая в общении, контактная. Мало таких людей. И это большая радость, что у кого-то была возможность с ней пообщаться. Я думаю, что каждая балерина в процессе своего становления хоть чуточку, но хотела быть на нее похожей. Это было обязательно - подражать Майе Плисецкой».

майя плисецкаяБорис Эйфман, народный артист России, хореограф:

«С уходом великой балерины и великой женщины Майи Плисецкой закончилась целая эпоха триумфа русского балета - очень важного, значительного периода в русской хореографии. С ней ушла мощная творческая энергия, которой она заряжала миллионы людей. Плисецкая показала своим творчеством, что балет - это не только эстетическое наслаждение, он обладает еще могущественным эмоциональным, духовным, моральным воздействием на людей. Плисецкая была ярчайшей личностью целой эпохи русского балета и одним из притягательных центров мирового искусства. Она не уйдет от нас, найдутся талантливые последователи, которые достойно продолжат ее великое искусство».

Владимир Васильев, народный артист СССР:

«Запас энергии, эмоций никак не предполагал внезапного ухода Майи Плисецкой так рано. Казалось, она будет жить вечно. Такой запас невероятного таланта, такая органика ее существа в целом никак не предполагали для меня ее внезапный уход в вечность так рано. Чуть-чуть не дожила она до своего 90-летнего юбилея. И сегодня каждая ее фотография, каждый ее видеокадр напоминают мне эпизоды нашего общения в театре, на сцене, за кулисами, на гастролях, в обыденной жизни. Наверное, нужно время, чтобы, смирившись с фактом смерти, говорить какие бы то ни было слова. Да, я скорблю вместе с огромным количеством людей, любивших ее. Но все слова сейчас кажутся будничными, банальными - недостаточными для меня».

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Борис Праздников почти сорок лет был личным массажистом Майи Плисецкой. Великая балерина считала его почти членом своей семьи. «Мои пальцы знают каждую родинку, каждую бородавочку, каждый суставчик Майи Михайловны, - вспоминает доктор. - Я и попал на работу в Большой театр только благодаря Майе Михайловне. Все случилось лет сорок назад. Она тогда неожиданно слегла и не могла подняться с кровати больше недели. Врачи из знаменитого Четвертого управления вынесли вердикт: балерину прихватил банальный радикулит. К ней домой каждый день приезжали специалисты, проводили сеансы физиотерапии, однако ничего не помогало. И тогда Майя Михайловна позвонила мне - кто-то рассказал ей о том, что я могу поставить на ноги буквально за считаные часы. Я приехал, посмотрел, сразу понял, что это вовсе не радикулит, а смещение позвонка в поясничном отделе. Но такая уж у нас медицина - долгое время в подобных случаях ставили диагноз «радикулит», чуть позже - «остеохондроз», сейчас - «грыжа». Словом, уже через сорок минут она хлопотала на кухне, пытаясь угостить меня чаем. Конечно, Плисецкая сама очень удивилась, когда вдруг смогла наконец-то встать, поэтому и принялась убеждать меня, что мое место - в Большом театре. Но я в то время работал в Спортивном комитете СССР массажистом и в принципе был всем доволен. Чтобы вот так, в одночасье, взять и поменять спорт на балет - это еще решиться надо. Но в итоге она смогла-таки меня уломать... С Майей Михайловной Плисецкой мы общались и вне Большого театра. Хотя она в свое время очень недоумевала, почему я лошадь, которую купил себе в конюшню, назвал ее именем. Но, честно, имя само пришло в голову, когда впервые увидел эту вороную с белой звездой на лбу: какая грация, какая стать! Только Майя!» 

Подготовил Дмитрий Мельман

Фото ТАСС / Борис Кавашкин, РИА “НОВОСТИ”

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.