Новости культуры и искусства
3688 | 0

Михаил Шуфутинский: "Я живу по своим законам!"

Михаил Шуфутинский: "Я живу по своим законам!"
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Король русского шансона - так его привыкли называть. Но сейчас-то "королей" развелось. Можно подумать, что Шуфутинский ушел в тень, залег на дно, стал королем в изгнании... Но он давно уже не гонится за дешевой славой. И не изменяет себе. 13 апреля Михаилу Шуфутинскому исполняется 65 лет. На вопросы "МН" он отвечал по-королевски. Предельно жестко по своему обыкновению. Но и выдал собственную слабость...

- Михаил Захарович, почему на юбилейном концерте у вас нет приглашенных артистов? Сейчас, знаете ли, принято собирать группу поддержки из узнаваемых лиц, чтобы лучше расходились билеты.
- Да мне не показалось, что моя афиша требует подкрепления. Организаторы не проявляют никакой озабоченности, поэтому я спокоен. И потом, это было бы просто нечестно. Люди идут на мой концерт, хотят послушать меня - я не так часто выступаю в Москве. Зачем же буду вместо себя выставлять других артистов?

- Но вы сейчас не столь медийны, как прежде.
- А вы посмотрите рейтинг пятисот наиболее ратируемых на радиостанциях исполнителей. Как думаете, какое место в нем занимаю я?.. Причем там не только наши, там Qween, Стинг - вообще все. Я на 24-м месте. Значит, не все так плохо.

- В том, что у вас все замечательно, никто не сомневается. Но в телевизоре вас почти нет. Сами сторонитесь или не приглашают?
- Я живу не благодаря телевидению, а вопреки. И не считаю, что в своей жизни, в своей профессии должен жить по чьим-то законам. У меня есть свой собственный кодекс. А жить благодаря телевидению - это значит полностью соответствовать их пожеланиям, их формату, их стандарту, играть в эту игру. Я не вижу в этом для себя никакой необходимости и не стремлюсь специально показывать себя по тому или иному поводу.

- Как же насчет негласного закона шоу-бизнеса: нет человека в "ящике" - нет и самого человека?
- Давно уже не так все. Потому что многие, кто есть в телевизоре, сегодня не собирают залы. Да, тебя могут показывать без конца, и ты будешь популярным и знаменитым. Но главное - быть любимым. Огромная разница.

- Но сейчас у народа иные кумиры. Раньше вас называли королем русского шансона...
- А теперь кого?

- Стаса Михайлова.
- Серьезно?.. Ну-ка ради интереса посмотрим...

Шуфутинский углубляется в компьютер, в строке поиска пишет: "король шансона". На экране появляется обложка сборника с аналогичным названием и лица Лепса и Михайлова.

- Ну, кто здесь? - спрашивает.
- Лепс и Михайлов.
- А это кто?.. - показывает на свою маленькую фотографию в ряду других королей. - Да нет, мне все равно, ради бога. Вот вы сказали: "шансон". А я не шансон, я музыкант. Стас поет в своем стиле, делает это хорошо, добротно, качественно. Ну если его называют королем шансона, значит, так тому и быть. Я просто совершенно не борюсь за это звание и не знаю, кто его присваивает. Вообще все это такая чушь!..

- Сейчас шансон дико популярен. Статусен даже, я бы сказал. На Михайлова ходят все чиновники, перед Лепсом открываются любые двери. Но кто-то считает, что популярность такой музыки - позор для России. Вы что думаете по этому поводу?
- Позор для России - то, что по улице нашего города мы за два часа не можем проехать расстояние, которое надо ехать 20 минут. Позор для России - что люди по мусорным ящикам копаются. А то, что поют ту или иную песню, в том или ином стиле, не может быть позором для страны.

- Но речь идет о культурном уровне. Мол, что можно сказать о стране, в которой популярны такие песни. Почему, как считаете, шансон сейчас так актуален?
- Потому что, во-первых, это песня, которая несет в себе какой-то смысл. Потому что это не такой гламур, как наша попса, которая сейчас вся сделанная целиком и полностью. Иной раз трудно определить по голосу даже, какая девочка поет. В лучшем случае она похожа на Бритни Спирс. Но она не похожа на себя, они все какие-то одинаковые... Хотя есть и хорошие голоса, и хорошие примеры. Просто у нас все очень гиперболизировано: если кого-то взяли, то его будут пихать во все дыры, показывать везде. Так дайте людям вздохнуть и увидеть какую-то альтернативу... Вообще это глупое определение - шансон. То, что у нас называется шансоном. Это просто песня, и каждый поет в своем стиле. А что такое песня? Это то, что ты прочувствовал, что у тебя вызвало реакцию, и ты хочешь это спеть, об этом сказать. И делаешь это так, как ты один только можешь. За это тебя любят те, кто с тобой согласен. А те, кто не согласен, любят другого человека. Все так просто!.. Сейчас, например, Новиков потрясающую песню спел - "Расстанься с ней". Уже 59 недель в хит-параде, это же здорово! Я спел песню никому неизвестного Федора Соловьева из Самары, называется "Дядя Паша". Просто про человека, музыканта, который выходил каждое утро на улицу, на гармошке играл всем. На праздниках: честных, народных. Не любил начальство, денег не просил - сколько давали, никогда не проверял, не считал... Я спел такую песню - 54 недели в десятке хит-парада! Поэтому какая разница, кто король, кто не король...

- Новая волна популярности того, что у нас называют шансоном, как-то повлияла на вас? На вашу востребованность, на заработки?
- Да как-то так случилось в моей жизни, что у меня не было ни резких взлетов, ни, упаси Бог, резких падений. Как-то ровно я иду... Сейчас меньше стало заказников, корпоративов. И не только у меня, их вообще стало меньше - везде кризис, все становится дороже, расходов больше. Народ меньше гуляет. Но мы и цены поднимаем. Ну раз все становится дороже! Как меня спрашивают иногда: "А можете подешевле?" Я говорю: "А что, бензин стал дешевле? Или хлеб? Дешевеют только ржавые гвозди. Но я же не ржавый". - "Но мы вам даем сейчас пять концертов!" "Слушайте, - говорю, - я же не мешок картошки. Вот мешок стоит три рубля, а три мешка - по 2,50..."

- Значит, можете себе позволить. Вы же обеспеченный человек и не стесняетесь об этом говорить. Показывать свой дом, который многие сочтут шикарным, коллекционную "Феррари", которую недавно купили...
- Из тысячи человек каждый второй не будет Шуфутинским, правда? Поэтому я должен еще больше иметь, еще лучше. Просто меня грабят в этой стране с самого начала. Как грабят всех. А я должен иметь столько в этой стране, сколько Элтон Джон имеет в своей. Меня знает здесь каждая собака. Нравятся, не нравятся мои песни журналистам, высокий стиль или низкий - это вопрос вкуса. Я любимый страной человек. Очень хорошо, что сегодня считается правильным пойти на концерт Стаса Михайлова и перед Лепсом открываются все двери. Но я тоже не обойден хорошим отношением разных людей, серьезных и влиятельных. Я никогда это не выпячиваю. И очень радуюсь за своих коллег. Потому что им, наверное, было тяжелее, чем мне. Тому же Грише Лепсу... Помню, как в 90-м году, когда первый раз приехал на гастроли из Америки, мы с Розенбаумом в Сочи пришли к нему в ресторан. Гришка глотку драл, вкалывал так! Как я когда-то в эмиграции. И здорово, что он поднялся, вылез оттуда и сделал свою карьеру. Я рад за Стаса Михайлова - у него вообще история потрясающая. И за Лену Ваенгу - второй такой нет сегодня... Но и мне не на что жаловаться, я в полном порядке. И чего мне стесняться? Я ничего не украл, не забрал чужого. Я не спекулирую ничем. Открыто продаю свое умение, свои способности и свой профессионализм, который заработал и заслужил за эти годы. И потом, я не богатый человек...

- Знаете, у многих складывается обратное впечатление: уж кто-кто, а вы!..
- В этом-то и есть моя сила, что у многих складывается такое впечатление. Но я не богатый. Я не могу, как некоторые мои коллеги, нанять самолет и полететь на нем на концерт, мне это кажется дорого. Я не совершаю поступков сумасбродных. Живу нормальной обеспеченной жизнью, какой и должен жить... У меня были разные периоды, и я очень хорошо знаю, что такое бедность. Все свое детство и всю юность я слышал только одно: у нас нет денег. "Бабушка, я хочу вот эти ботинки за 18 рублей" - "У нас нет денег". Это я знал всегда. Когда повзрослел, стал много трудиться, был руководителем одного из популярнейших ансамблей в этой стране - "Лейся, песня". Мы собирали стадионы, на наших концертах выламывали двери. Я тогда хорошо зарабатывал. Потом оказался в эмиграции. Без денег. Мы в кредит покупали дубленки детям, потому что зима надвигалась, и нам трудно было платить по 25 долларов в неделю, оплачивать этот кредит. Я прошел все это и знаю, что это такое. И сегодня - в своем возрасте, при своем богатстве, как вы говорите, - у меня иногда нет времени позвонить близким, друзьям. Мой календарь заполнен полностью, у меня нет свободной минуты. Я так живу, это моя жизнь. И слава Богу, что я не должен думать о том, как заработать на кусок хлеба.

- Так свежекупленный коллекционный "Феррари" - ваша месть за голодное детство? За то, что не было 18 рублей на ботинки?
- Нет, это не месть. Просто на протяжении всей моей жизни были вещи, которые я не мог себе позволить. Допустим, красивые спортивные машины мне всегда очень нравились. А потом я стал гораздо старше, понял, что этого в моей жизни не будет. И когда увидел эту машину... А я пришел к одному из своих друзей, который продает такие эксклюзивные автомобили, совсем по другим делам. Вдруг он говорит: "Прокатись". Я сел и прокатился. И почувствовал, что это мое. Так прилип к этому асфальту, мне так понравилось! И я подумал: в конце концов, а почему я не могу себе это позволить? Есть люди, которые позволяют себе гораздо больше, и гораздо меньше для этого в жизни сделали.

- Решили побаловать себя дорогой игрушкой?
- Я мало чего могу для себя сделать. Потому что не так много мне нужно, и все, что мне нужно, у меня есть. А вот то, чем бы я мог восхищаться... Вы знаете, она у меня за домом стоит, пристройку специальную для нее сделал. И у меня нет времени туда зайти - за дом свой, нет времени пройтись по участку... Ха, я по ней скучаю... Это смешно, это глупо, это пошло, может быть! Но я по ней скучаю, тоскую по ней. Выезжал-то всего раз 10. То пробки, то я занят, то грязь какая-то, то зима. Сейчас ко мне на день рождения приедут дети, внуки. Кататься мы, конечно, не будем, потому что снег вокруг. Но мы с ними будем гулять. И я в нее сяду. Хочу посидеть просто, мне нравится в ней сидеть. Мне нравится, как по-мужски все там сделано. Я живот втягиваю, когда в нее сажусь! Приятно!.. Ну да, может, кто-то скажет: вот скотина, нам жрать нечего... В конце концов идите заработайте!..

Дмитрий Мельман,

фото из личного архива

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.