Новости культуры и искусства
7122 | 0

ЛЮБОВНЫЕ треугольники «Зимней вишни». Что осталось за кадром культового фильма

ЛЮБОВНЫЕ треугольники «Зимней вишни». Что осталось за кадром культового фильма
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В 1985 году «Зимнюю вишню» посмотрели миллионы зрителей. Простенькая на первый взгляд история про любовницу, которая хочет стать женой, пришлась по сердцу стране, которая стояла тогда на перепутье и жаждала вкусить запретный плод. Женщины стали стричься, одеваться «под Сафонову». И даже не догадывались, какая трудная судьба досталась и фильму, и актерам, которые там снялись.

История безответной любви к женатому мужчине, который хочет сохранить и семью, и отношения на стороне, - вполне типичная. Автор сценария Владимир Валуцкий рассказывал, что написал ее «на одном дыхании за две недели». Однако все­знающие коллеги сценариста были уверены: вдохновение тут ни при чем - просто Валуцкий, как никто другой, был в теме. Он же писал о себе...

Валуцкий и ДемидоваЖеной Валуцкого была прославленная актриса Алла Демидова, а дамой сердца - ее менее известная, но более молодая коллега Надежда Репина. Роман продолжался почти 15 лет, в нем кипели нешуточные страсти. Когда в жизни Репиной появился итальянец, который с ходу сделал предложение руки и сердца, Валуцкий вроде бы решился на кардинальный шаг, даже дал слово, что уйдет из семьи. Но как водится: слово дал, слово взял... В общем, покинуть супругу Владимир так и не решился и прожил с ней до конца своих дней.

АНДРЕЙЧЕНКО ВСЕХ ПОДВЕЛА

Игоря Масленникова вся страна уже знала по киноленте «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», но тут была совсем другая история, и повторяться режиссер не хотел. На главную роль он с ходу утвердил Сергея Шакурова. А вот с героиней долго не мог определиться. На роль Ольги пробовались Татьяна Догилева, Елена Сафонова и Наталья Андрейченко. В результате Масленников сделал выбор в пользу последней: актриса яркая, темпераментная - режиссеру казалось, что он нашел идеальную кандидатуру. Однако съемки Андрейченко обернулись для Масленникова настоящей нервотрепкой, а закончилась вся эта эпопея и вовсе детективной историей.

Наталья АндрейченкоКогда для Андрейченко и Шакурова уже сшили костюмы и определились с местом съемок, выяснилось, что актриса не может приехать в срок - она снималась в американском фильме «Петр Великий». В киногруппе Масленникова вспоминают, что ждали Наталью очень долго, все надеялись, что вот-вот она вернется и можно будет приступить к работе. Тем более что для съемок было все готово. Но время шло, Андрейченко не являлась. Чтобы зря времени не терять, решено было приступить к съемкам сцен с одним Шакуровым. Вот уже и с этим было покончено, а Андрейченко все нет! Тогда Игорь Масленников решился на крайнюю меру: попросил своих помощников связаться с киногруппой «Петра Великого» и спросить, когда же наконец освободится артистка. Новость прозвучала как гром среди ясного неба - Андрейченко влюбилась в Максимилиана Шелла (знаменитого актера и режиссера) и вовсе даже не собирается приезжать.

- Поэтому Елену Сафонову пришлось вызывать на съемки в срочном порядке, просто, чтобы уже спасать ситуацию, - вспоминает Масленников.

САФОНОВУ ЗАСТАВИЛИ БРОСИТЬ КУРИТЬ

С новой главной героиней тоже все складывалось непросто. Оператором на картине работал Юрий Векслер, муж актрисы Светланы Крючковой. Почему-то он был уверен: крупные планы у Сафоновой выйдут никудышными. Векслер любил артисток ярких, эффектных, к коим, по его мнению, Елена не относилась. Мало того, и вся киногруппа с недоверием смотрела на «новенькую» - ее называли «серой и замученной». Но безвыходное положение обязывало. И тогда Векслер строго-настрого запретил Сафоновой курить - в ту пору актриса очень много курила, и это, по мнению оператора, сильно сказывалось на цвете ее лица. Елена послушно выполнила его просьбу. Вообще показала себя на редкость спокойной, кроткой, покладистой актрисой. И постепенно завоевала доверие Векслера и компании. Впоследствии Юрий Абрамович отзывался о Сафоновой с неизменным уважением и даже отмечал, что ему очень понравилось работать с ее... крупными планами.

УЛЬТИМАТУМ ШАКУРОВА

А вот Сергей Шакуров с заменой партнерши так и не смирился. Он категорически не хотел сниматься с Сафоновой и даже поставил Масленникову ультиматум: или я, или она. Удивительно, но режиссер выбрал Сафонову. Ведь тем самым он поставил фильм на грань катастрофы! Много сцен, в которых был занят Шакуров, уже были отсняты, других вариантов на роль главного героя не было и в помине. В спешном порядке режиссер решил пригласить Виталия Соломина, с которым работал на предыдущей своей картине. И неожиданно попал в самое яблочко! Любопытно еще и то, что справиться с ролью знаменитому доктору Ватсону также помог личный опыт. Коллеги по цеху судачили: дескать, как раз в это время у Соломина, который был женат и имел двоих детей, разгорался яркий роман с одной актрисой. Еще одно совпадение: как раз после выхода «Зимней вишни» Соломин окончательно вернулся в лоно семьи и жена все ему простила.

ВСЕ КАК В ЖИЗНИ

Короткая стрижка Елены Сафоновой, как выясняется, стала чистой случайностью. По крайней мере Игорь Масленников был буквально шокирован, когда увидел актрису на съемочной площадке. Дело в том, что на картине работала молоденькая девушка-парикмахер, которая умела стричь только мужчин. У нее долго не получалась классическая прическа - только испортила актрисе волосы. И тогда две женщины договорились на крайнюю меру - сделать короткую стрижку. Как вспоминают участники съемочного процесса, режиссер поначалу страшно лютовал. Но со временем он понял: именно этот образ больше всего и подходит под прозвище героини - Малыш. Миллионы советских женщин после выхода фильма отправились в парикмахерские с просьбой подстричь «под Сафонову». Но это еще что! Оказывается, и сценарий под Сафонову тоже пришлось немножко перекраивать. По задумке автора сценария, между главными героями должны были кипеть нешуточные страсти. Но Сафонова просто физически не могла истерить и кричать. И режиссер пошел на уступки: он разрешил актрисе вести себя в кадре так, как ей комфортно. Поэтому и получилась любовница интеллигентная, кроткая, тихая. Такая же, как сама Сафонова.

Интересно, что и в жизни Елена была той же «Зимней вишней». Продолжительное время актриса, будучи матерью-одиночкой, имела роман с женатым мужчиной. Их связь оборвалась, когда Сафонова встретила француза и уехала с ним за бугор. Правда, хеппи-энда тут не получилось. Более того, сына, рожденного во Франции, актрисе, которая в конце концов вернулась в Россию, не отдали. Для Сафоновой это стало настоящей трагедией...

Ксения Позднякова

Фото Г. Усоева, FOTODOM.RU, РИА «НОВОСТИ»

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.