Литература
2023 | 0

Артемий Троицкий: «Все наши бунтари были молодыми»

Артемий Троицкий: «Все наши бунтари были молодыми»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Артемий Троицкий, известный российский журналист, публицист и популяризатор современной культуры, представил в «Библио-Глобусе» свою новую книгу «Субкультура. История сопротивления российской молодежи 1815-2018». 

Очень неожиданная тема: история России сквозь призму разнообразных молодежных течений, групп и личностей, от декабристов до Pussy Riot. Как заметил в предисловии к книге британский публицист Джон Сэвидж, «это важная книга для всех, кто интересуется геополитикой XX века и молодежной культурой».

Начало

Вся история началась с того, что сам Артемий в юные годы очень активно «сопротивлялся», и, когда ему было 12 лет, его впервые исключили из пионеров – за то, что из школьной радиорубки «гонял рок-н-ролл».

Все происходило в школе при советском посольстве в Праге. Когда любителю рока предложили покаяться и осознать свои ошибки, он не согласился: ведь рок-н-ролл – прогрессивная музыка, и ее исполняет миролюбивая «левая» молодежь.

На этом личное «движение сопротивления» не закончилось: его и второй раз исключили из пионеров, уже в Москве, за … антисоветскую пропаганду. То есть, по словам автора, «молодежное сопротивление – это то, чем я занимаюсь по жизни, мое хобби и отчасти профессия».

В 2015 году Троицкий проводил курсы лекций в Лондоне и в США, именно там в общих чертах обозначилась тема, легшая в основу будущей книги. Затем английское издательство «HOME» заинтересовалось «альтернативной историей России» и только к октябрю 2017 года (аккурат к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции) автор подготовил к изданию книгу на русском языке.

Цепочка от декабристов к хипстерам

Движение российской прогрессивной мысли всегда интересовало Троицкого:

«Мы не задумываемся об этом, но ведь все наши бунтари были молодыми! В России в XIX и XX веках, за редчайшим исключением, бунт – с одной стороны – сопротивление власти, косности, подлости, лжи и фальши, с другой – молодежь с ее энергетикой и активностью».

Артемий Кивович приводит в пример дендизм – аристократическую субкультуру, также протестную – вызывающие, циничные, черт-те как одетые люди на фоне вельмож начала XIX века, несомненно, бросали вызов светскому обществу.

Кстати, к денди относили себя и Александр Пушкин, и Петр Чаадаев. Декабристы – более серьезная и трагичная история: цели на уровне политических организаций, желание изменить мир, создание морального кодекса прогрессивного русского человека.

Все факты, изложенные в «Субкультуре», хорошо известны. Недостатком книги автор считает то, что в ней не хватает глубины, т.к. цель стояла другая: выстроить последовательную временную цепочку с начала XIX до начала XXI века и рассказать обо всех молодежных субкультурах, не особенно углубляясь в детальное рассмотрение каждой из них. И, конечно же, это не научное издание, не монография, но автор очень надеется, что издание послужит творческим импульсом для других исследователей, изучающих историю сопротивления российской молодежи.

Для Троицкого, например, очень интересным показалось движение антисталинского подполья 1945-53 гг. В то время существовало огромное количество молодежных подпольных кружков и организаций левого толка, причем состоящих из очень молодых ребят – школьников старших классов и студентов-первокурсников. Судьба их сложилась трагично: многие были расстреляны, другие получили огромные сроки заключения… Согласитесь, это менее известная история, чем движение декабристов!

«Еретики» и «язычники»

«Еретики» – это идеологизированные политические противники режима, а «язычники» – те, которым «все пофигу» – на такие категории разделил всех «сопротивленцев» друг Троицкого Том Стоппард, британский драматург.

С одной стороны оси – диссиденты, с другой – хиппари и панки, находящиеся вне официальной культуры. Трудно в данном случае определить, кто опаснее для властей, особенно в тоталитарном государстве, ведь к диссидентам вполне применимы разнообразные методы борьбы и противодействия: поместить «под колпак», внедрить в их ряды провокаторов, информаторов и стукачей.

А как бороться с «язычниками»? Наказывать за внешние атрибуты – длинные волосы, одежду, – а за что еще? И, хотя очевидна была чуждость такой субкультуры, «язычники» в итоге оказывали гораздо более эффективное сопротивление: осознайте, например, значение русского рока, требовавшего перемен.

Эндемические и имитационные молодежные движения

Артем Троицкий вводит и такую классификацию: готы, эмо, анимешники, хиппи – субкультуры заимствованные, причем, если некоторые заимствованы на 100%, то другие в нашей стране очень интересно мутируют.

Например, стиляги – движение, целиком поднявшееся на американской музыке – джазе, но СССР в то время находился за «железным занавесом», и стиляги придумали «свою Америку», к реальной стране отношения не имеющей.

Хиппизм в России был тоже не стопроцентно американским – мало кому была известна идеологическая подоплека течения, русские хиппи не знали о существовании Тимоти Лири или Кена Кизи, культовых писателей, оказавших огромное влияние на формирование этого движения, не слышали о манифестах «цветочных детей»…

А вот чисто русских молодежных субкультур было больше в XIX веке: разночинцы, народовольцы, народники – это целиком наша история.

Журналист Юрий Сапрыкин назвал книгу Артемия Троицкого «прекрасным путеводителем по истории последних двух веков для тех, кому интересны не дворцовые или кремлевские интриги, а молодые люди, которые даже в самые тяжелые времена умели жить весело и ярко».

Ксения Ангел,

внештанный корреспондент.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.