Новости культуры и искусства
2931 | 0

Кто проверит Чурикову на профпригодность?

Кто проверит Чурикову на профпригодность?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Страшный сон всех артистов начинает сбываться - премьер Медведев внес в Госдуму законопроект о контрактной системе и регулярной аттестации для творческих работников. Если закон вступит в силу, многие актеры рискуют остаться без работы и даже такие корифеи, как Инна Чурикова, могут быть признаны профнепригодными.

Об обязательной аттестации министр культуры Мединский говорил еще осенью прошлого года. Цель нововведения - избавить театры от творческого балласта, то бишь актеров, которые годами не выходят на сцену, при этом числятся в штате и получают зарплату. В основном имеются в виду пожилые служители Мельпомены, которые на заслуженный отдых уходить не хотят, а уволить их по нынешнему трудовому законодательству практически невозможно.

- Когда бессрочный контракт заключается в творческих заведениях, то объяснить работнику, почему с ним необходимо расстаться, бывает сложно. Творческие люди - непростой контингент, и в последнее время с этим было связано много скандалов, - заявил Мединский.

С министром сложно не согласиться. Действительно, во многих театрах сейчас сложилась едва ли не революционная ситуация: когда низы (актеры) не хотят уходить, а верхи (руководство) не могут их уволить.

- У нас двадцать с лишним человек, которые по 50-55 лет служат в театре, но ничего не делают. И ни один из них не уволен, - говорит худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт. - Если бы сказали: театральная реформа, контрактная система, тогда я бы вызвал своего старого друга Х и сказал: «Дорогой мой, вот и все. И мы дадим тебе пожизненный пропуск в театр, и, если возникнет необходимость постоять в углу с красивым старческим лицом, обязательно вызовем. А сейчас - на пенсию». Но этого нет, мне говорят: выгоняйте. Но я не выгоняю, это моя позиция. Хотя театр обзывают богадельней...

И «Сатира», где предпочитают худой мир доброй ссоре, - еще оазис благополучия по сравнению с другими столичными театрами. На «Малой Бронной» невостребованные артисты пишут подметные письма, «гоголевцы» открыто выступают против нового худрука, собирают пресс-конференции. В «Ермоловой» со скандалом увольняются знаковые актеры. Руководители этих, как выражается министр, «творческих заведений» наверняка аплодируют новому законопроекту: он облегчит им жизнь, поможет воплотить грандиозные планы. Но есть и обратная сторона этой законотворческой медали - худруки по-настоящему и давно успешных театров выступают резко против революционных нововведений.

КСТАТИ
После принятия законопроекта все артисты будут обязаны в течение года пройти переаттестацию и потом сдавать тест на профпригодность каждые пять лет. Освобождены от переаттестации будут только артистки, имеющие детей до трех лет.

- Приближаться к контрактной системе, которая существует на Западе, необходимо. Но это надо делать постепенно, осторожно и очень умело, стратегически продуманным способом. А что касается переаттестации, мне кажется, это вещь очень неприятная, унизительная и бессмысленная. - считает худрук «Ленкома» Марк Захаров. - Да, и Инне Чуриковой, и Александру Збруеву, наверное, придется проходить переаттестацию - у них же бессрочный контракт. И кто-то из посторонних людей будет их оценивать, за них голосовать. Или не голосовать... Вы знаете, я очень горжусь, что никого из актеров не уволил по так называемым творческим претензиям. Освобождался только от людей, которые дисциплинарно или этически совершали какие-то проступки, не совместимые с пребыванием в театре. Но вот сказать задумчиво: знаете, вы мне не подходите, идите на все четыре стороны - такого не было и, надеюсь, не будет... Как стану защищать актеров? Да что-нибудь придумаю. Тем более что артистов, которые не выходят на сцену из-за возраста, у нас не так много, в «Ленкоме» нет такой проблемы. Более того, мы даже частично страдаем от отсутствия пожилых актеров. Вот сейчас вышел из строя, лечится Леонид Сергеевич Броневой, и мы испытываем определенные сложности. То есть в этом отношении так называемого балласта у нас нет...

И даже Олег Табаков, едва ли не первый из театральных руководителей внедривший некое подобие контрактной системы, мягко говоря, не одобряет правительственных инициатив.

- Как известно, нет права у театра прерывать контракт с принятыми на работу исполнителями. Я занимаюсь всем этим в нарушение существующего трудового законодательства и небезуспешно. 13 лет во МХАТе это реализую без всякого разрешения и еще 30 лет в подвале (Олег Павлович имеет в виду «Табакерку»). Но в театре должен быть просвещенный абсолютизм. Демократия в любой из ее вариаций не применима.

Как отреагирует на предложение правительства послушная Госдума? Наверное, все же неоднозначно. Во всяком случае, зампред Комитета по культуре Владимир Бортко считает законопроект сырым.

- Все и для всех - это всегда неправильно, - говорит режиссер. - Не может, да и не должна система распространяться на все театры, к каждому нужно подходить сугубо индивидуально. В Питере 49 театров, а в Москве вообще под двести. Конечно же большинству из них контрактная система необходима. Но академические театры и те, которые за долгие годы зарекомендовали себя, думаю, трогать не надо. Тем же Захарову и Табакову не надо бы этого делать. И артистам уровня Чуриковой, Збруева переаттестация не нужна никогда. Кто будет определять? Главный режиссер театра. Только так...

Дмитрий Мельман

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.