Кино и ТВ
8476 | 0

Секс-бомба 80-х

Секс-бомба 80-х
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Как снимали «Интердевочку».

30 лет назад этот фильм стал не только первым отечественным кинооткровением на запретную тему, но и первой коммерческой картиной в СССР.

Исполнительницам главных ролей он принес баснословные по тем временам гонорары и... весьма сомнительную славу.

Когда по «Мосфильму» пошли слухи, что режиссер Петр Тодоровский снимает кино о проститутках, многие подумали, что это чья-то злая шутка. Ну не может фронтовик, автор серьезных фильмов о войне заинтересоваться судьбами дам полусвета. Но сомнения отпали, когда по киностудии потекла настоящая река из ярких и раскованных женщин. Это реальные ночные бабочки подались на пробы к Тодоровскому.

Режиссер вспоминал: «Я никак не мог найти актрису на главную роль и пожаловался на свою проблему в интервью журналу «Советский экран». Сказал буквально два слова: снимаю фильм о девушках легкого поведения, а таких, оказывается, среди советских артисток нет. Что тут началось!..»

Киношники даже не подозревали, что в СССР так много «жриц любви». Со всех городов и весей ночные бабочки слетелись на «Мосфильм». Среди них оказалась даже кандидат наук по химии! Женщина мечтала заработать сто тысяч и сесть за диссертацию. Эта история, кстати, вошла в фильм как биография героини Любови Полищук.

ФАЛЬШИВЫЙ БЮСТ И ПОСТЕЛЬНАЯ СЦЕНА

Конечно, все актрисы фильма хотели сыграть Интердевочку. На главную роль пробовались и Дапкунайте, и Розанова, и Полищук. Что и говорить, по красоте и фигуристости все они были куда роскошнее Елены Яковлевой. Но режиссер искал такую Таню Зайцеву, которая взяла бы не формами, а глубиной души. По той же причине Петр Тодоровский отверг и сверхпопулярную тогда Татьяну Догилеву, и красавицу Наталью Андрейченко.

Как говорят, окончательно в пользу Яковлевой перевесило то, что она была очень похожа на свою экранную маму Ларису Малеванную. Однако от правды не уйдешь. Проститутка должна быть дамой с формами, иначе это выглядит неправдоподобно. Поэтому на съемках под одежду в самых стратегических женских местах Яковлева подкладывала поролон. Причем крепить его приходилось не только к платью, но и к нижнему белью: актриса была настолько худенькой, что, когда поворачивалась, «бюст» мог оказаться и на спине.

Перед режиссером стояла еще одна трудная творческая задача - хотя бы в одной сцене изобразить сам, так сказать, «производственный процесс». Табу на клубничку было снято, уже вышла «Маленькая Вера», так что аудитория подготовилась. А вот режиссер - нет.

Снять сцену как бы натурального секса нравственный Петр Ефимович никак не мог. Тогда от отчаяния он придумал прием, который стал одной из «фишек» в пристойном показе постельных сцен. Атмосфера секса вроде есть, пыл и жар присутствуют, а вот телесного контакта нет...

«Лену намазали глицерином, к кровати прибили бревно, всех лишних мужчин удалили с площадки, - вспоминал второй режиссер Борис Вельшер. - Я, Петр Тодоровский и оператор стали раскачивать бревно. Оператор раскачивал лампочки, тумбочки. Весь гостиничный номер у нас буквально ходил ходуном. Вот так мы и обозначили бурную страсть. А актриса даже не обнажилась ниже линии декольте».

Однако снять кино о проститутках совсем без сцен ню было невозможно даже для Тодоровского. Поэтому Елену Яковлеву частично обнажили в ванной. А Наталья Щукина, она же «шалава малолетняя», обнажается топлес и в таком фривольном виде выпрашивает сигареты в ментовке. Кстати, Щукина, позже блиставшая в «Ленкоме», до сих пор убеждена: кинорежиссеры долго видели в ней только девушек легенького поведения именно из-за того эпизода в «Интердевочке»...

ЗАГНИВАЮЩАЯ ШВЕЦИЯ И РУССКАЯ ВОДКА

Впрочем, один жирный плюс съемок в «Интердевочке» был очевиден сразу. Целый месяц в Швеции! В конце 1980-х Швеция советскому человеку представлялась неким Изумрудным городом, где исполняются любые желания. Вот тут-то киногруппу и ждал облом. Расчетливые шведы утвердили интенсивный график: 22 съемочных дня. Так советские киношники работать еще не умели. Поэтому ни погулять по улицам вожделенной капстраны, ни пройтись по магазинам не смогли - просто времени не оказалось.

То же самое было с бюджетом. В годы тотального дефицита яркие наряды для «проституток» покупали в Швеции под девизом «Ничего лишнего». Все выдавали под отчет, даже лосины. Импортные сигареты тоже были реквизитом, их разрешали курить только в кадре.

По той же причине продюсеры «Интердевочки» смогли позволить себе лишь одного иностранного актера, экранного мужа Тани - Томаса Лаустиола. Съемки в тогдашней России врезались ему в память:

«Я переезжал из одного отеля в другой и первый раз в своей жизни увидел столько тараканов! Они были повсюду! Я оставлял на ночь свет, а в уборную шел в носках. Но все равно наступал на них».

Примиряться с советской действительностью Томасу помогала водка. В те времена артист страдал тяжелой алкогольной зависимостью...

Ну а прочими иностранцами в фильме стали честные советские граждане. Страстным японцем прикинулся казах Ментай Утепбергенов, а влюбленный в героиню Полищук итальянец на самом деле уже упомянутый второй режиссер фильма Борис Вельшер.

ПОЧТИ МИЛЛИОНЕРЫ!

«Интердевочка» была первым хозрасчетным фильмом. Актеры и вся съемочная группа работали не за оклад, а за непривычные тогда гонорары. И они не прогадали.

Первым делом обогатился «Мосфильм». Благодаря «Интердевочке» на стоянке кинокомпании появились десять «мицубиси», а в студиях - новая звукозаписывающая аппаратура. Режиссерский гонорар за фильм в те годы составлял 6 тысяч рублей. А Петр Тодоровский получил за «Интердевочку» 120 тысяч!

Ингеборга Дапкунайте вспоминает, как ей позвонил администратор картины и сказал: «Если стоишь - сядь». И назвал сумму гонорара, многократно превышавшую обычную и составлявшую стоимость хорошего автомобиля. Даже исполнитель крошечной роли милиционера, «повязавшего» интердевочек в гостинице, Игорь Ветров за съемку получил аж 900 рублей. И это учитывая, что среднестатистический инженер в месяц получал 120.

«Мосфильмовцы» очень надеялись, что и в дальнейшем их ждут баснословные гонорары. Но почти сразу после «Интердевочки» эпоха советского кино, увы, закончилась, а кинематограф пришел в упадок...

ПОСЛЕ «ИНТЕРДЕВОЧКИ»

Дальнобойщик из Ленинграда, а на самом деле латвийский актер Мартиньш Вилсонс, после съемок развелся с женой. Та не смогла побороть в себе ревность, потому что по популярности у женского пола прибалт почти сравнялся с соотечественником Иваром Калныньшем. Сейчас Мартиньш женат пятым браком, в 2015 году у него родился восьмой ребенок. Он владелец небольшого актерского клуба, сам изредка выходит на сцену.

Томас Лаустиола завязал с алкоголем, пройдя длительную реабилитацию в клинике. В Швеции он изредка снимается в сериалах, в основном криминального жанра. По-прежнему популярен среди постсоветской волны эмиграции. С выступлениями летает даже в нью-йоркские русские клубы.

Актриса Анастасия Немоляева (соседка Интердевочки) почти сошла с актерского небосклона. Зато теперь владеет дизайнерской интерьерной мастерской, воспитывает трех дочек и коллекционирует старинную мебель.

Многим запомнилась шведская товарка Интердевочки, разбитная Верка-Москвичка в исполнении Татьяны Агафоновой. В начале нулевых актриса неожиданно уехала в деревню и стала... председателем колхоза. Но сейчас ее все же можно увидеть в сериалах.

Исполнительница роли Симы-Гулливера Ирина Розанова после «Интердевочки» похудела на 30 килограммов и получила мешок писем с вопросом: «Зачем?»

После успеха «Интердевочки» Елена Яковлева долго не получала главных ролей в кино. По большому счету вернулась она лишь спустя 10 лет в роли детектива Каменской. Актриса так волновалась перед «воскрешением» на экране, что сделала пластическую операцию.

Станислава Афанасьева.

Фото: Кадр из фильма.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.