Новости культуры и искусства
4778 | 0

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В пьесе «Анна в тропиках», премьера которой состоялась на сцене электротеатра Станиславского, речь идет о кубинских эмигрантах, работающих в Америке на табачной фабрике. Действие происходит во Флориде незадолго до 1931 года, когда исчезла традиция «чтецов», а прежде рабочим, крутильщицам и нарезальщицам, в основном, естественно, женщинам, специально обученный человек читал какую-нибудь увлекательную книжку.

После смерти старого чтеца на фабрике «Сантьяго» встречают молодого иностранца, и он сходу предлагает пополнить репертуар «Анной Карениной» Толстого. Обе дочери хозяйки фабрики Офелии и другие работницы в восторге, героини сразу начинают примерять ситуации и образы из романа на себя. Однако Сантьяго, владелец фабрики, слишком много проиграл на петушиных боях и задолжал дальнему родственнику, живущему в их доме Честеру, внебрачному потомку одного из членов семьи, приехавшему с севера и не принимающему многих местных традиций, а пуще всего ненавидящему чтецов - с одним из них когда-то убежала от него жена.

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

Логическим образом сюжет, поставленный в параллель с «Анной Карениной», ведет к трагической развязке: Честер насилует младшую дочь Сантьяго и Офелии, а чтеца убивает из пистолета. Но работники фабрики просят «продолжать читать». Иначе жизнь героев Толстого оборвется так же преждевременно, как жизнь чтеца.

В продолжении действия Честер исчезает со сцены и криминально-мелодраматическая фабула, и без того не слишком увлекательная, окончательно переводится в абстрактно-аллегорическую плоскость. Жертва насилия, милая девушка Морелла, писающаяся от волнения в экстремальных обстоятельствах, немного  склонна к бытовой магии, во всяком случае, сгорая от желания встречи с молодым чтецом она может  написать на бумажке имя и положить его в сладкую воду с корицей. Однако, пробиться через «магический реализм», через какой-нибудь стилизованный ритуал конкретно к тому, что же случилось на фабрике после праздника в честь запуска в производство нового сорта сигар, мне не удалось.

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

Действие отнесено в прошлое почти на сто лет, пьеса Круза относительно недавняя, написана  в нынешнем веке. По сути же «Анна в тропиках» - социальная драма с этническим колоритом. И коль скоро спектакль начинается с кубинских танцев в фойе, а продолжается в сопровождении живого оркестра в правой части игровой площадки, то казалось бы разыгрываться тропические страсти под жгучие ритмы могли бы более эротично. К сожалению - и, может быть, это главный, и, наверное, единственный недостаток постановки - массовые сцены, танцевальные пары ничуть не «зажигательны», они лишь обозначают и танец, и подразумевающийся под парными танцами секс, все не просто аккуратно и стильно, но и анемично, да и технически неважно по современным меркам, когда студенты театральных вузов с первых же курсов способны показать высокий класс как минимум в области сцендвижения.

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

У руководящего «Электротеатром» Юхананова и приглашенного им Огарева номинально - общая, васильевская генетика. Однако у Юхананова разброс пошире - от «Стойкого принципа» и «Сверлийцев» до «Дома-2». Огарев сам себя сузил - были и «Малороссийские песни», и другие достаточно безоглядные в плане коммерческого, зрительского успеха работы, но в основном - антрепризные комедии, ностальгические мелодрамы в репертуарных театрах, в лучшем случае - поэтические спектакли в родной ШДИ.

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

«Анна в тропиках» сочетает в себе элементы музыкально-поэтического перформанса с легким этно-ритуальным налетом (без сектантского фанатизма, как любил А.Васильев - мирно, гламурно, красиво упаковано) и романтико-ностальгической мелодрамы. К тому располагает и пространство - вместо уже ставшего привычным после «Вакханок» и «Синей птицы» амфитеатра - вытянутая во всю длину бывшего зрительного зала площадка и вдоль стены - три ряда стульев для публики. Слева подиум, слегка меблированный - фабрика; справа еще подиум - для оркестрика; в центре - три окна-экрана, видеопроекции как крупных планов действующих лиц, так и фотоинсталляции - интерьеров, приморских пейзажей, вплоть до видов зимнего Петербурга. На полу - бумажные листья. Сверху - бумажные облачка. А по импровизированной авансцене ходит туда-сюда и шелестит прямо перед лицами сидящих в импровизированном первом ряду импровизированный занавес. Короче, «атмосфера» создана...

Следующий раз страсти по «Анне Карениной» в Электротеатре Станиславский будут разыграны 11 и 12 апреля.

Слава Шадронов

Фото: Наталия Чебан

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.