Новости культуры и искусства
7112 | 0

Ян Цапник: «Кем я только не был! И гинекологом, и ветеринаром, и поваром...»

Ян Цапник: «Кем я только не был! И гинекологом, и ветеринаром, и поваром...»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Его папа, народный артист, хотел, чтобы сын стал спортсменом, мама, известная легкоатлетка, член сборной СССР, - чтобы он продолжил актерскую династию. Сам Ян эту дилемму решал долго - с 7 лет выходил на сцену во взрослых спектаклях, параллельно учился в гандбольном спецклассе. Затем отслужил срочную - в спецназе ВДВ... Только тогда сделал свой выбор. 13 сезонов отыграл в легендарном питерском БДТ. Снялся в таких популярных фильмах и сериалах, как “Бригада”, “Бандитский Петербург”, “Две судьбы”, “Под ливнем пуль”, “Гаишники”, “Колдовская любовь”, “Лето волков”.

- Ян, восемь лет назад вы ушли из БДТ, хотя были там очень востребованы, играли чуть ли не по 30 спектаклей в месяц. Почему?

- Вот поэтому и ушел. Я был действительно востребованным театральным актером, даже слишком. Но я хотел еще и сниматься в кино. Очень! Однако человек с такой загруженностью в театре никому не нужен в кино. Я до сих пор люблю БДТ, восхищаюсь его историей и актерами, благодарен ему за все... Но мне нужно было двигаться дальше.

- Шаг оправдался? Кино стоит того?

- Считаю, что да. За эти восемь лет я сыграл несколько десятков ролей, в том числе главных. Персонажей серьезных, забавных, прикольных, заковыристых... В кино кем я только не был! И журналистом, и гинекологом, и энкавэдэшником, и алкоголиком... А когда играл оператора, научился снимать на камеру. Вообще-то я много чего умею.

- Из арсенала крутого бойца десантуры? Прыжки с парашютом, все виды “рукоприкладства”?

- Не только. Могу небольшим самолетом рулить. (Что, кстати, иногда в свободное время с удовольствием практикую!) Могу на скрипке играть. Правда, когда учился в музыкалке, папа мои успехи оценивал так: “Играешь ты как Паганини... Погано-препогано!” Мы с ним до сих пор друг над другом подтруниваем.

- Известность вам принесла роль бизнесмена Артура в “Бригаде”. Было во время съемок ощущение, что снимаетесь в эпохальном кино?

- Наоборот! Помню, мне тогда звонили на площадку, спрашивали: “Ты где?” А я  отвечал: “Да в какой-то шняге снимаюсь!” Тем более что платили копейки. Зато спалили кучу техники, роскошных автомобилей. Это же был самый дорогой проект для того времени - по 200 тысяч долларов каждая серия стоила... Другое дело, что первый вариант сценария мне нравился больше. В том, по которому все в итоге и сняли, показаны некие стилизованные ребята, и они, в общем, воспринимаются как положительные герои. Но почему-то они всех мочат и забирают деньги! А в первом сценарии был некий посыл в сторону страны, которая сама этих парней превратила в бандитов и разобраться с подобной проблемой не смогла в силу того, что все вышло из-под контроля.

- Сегодня такие картины, как “Бандитский Петербург”, “Улицы разбитых фонарей” или “Ментовские войны”, телевидением анонсируются как “классика российского кино”. Ваше мнение: влияют ли подобные фильмы, особенно действительно качественно снятые, на криминализацию сознания людей?

- Конечно, влияют. Возьмем ту же “Бригаду”. Ведь факт, что после выхода картины в стране произошло несколько убийств точь-в-точь как в сериале. Подростки убивали друг друга, играя в “бригадиров”. И после фильма “Бумер” десятки пацанов стали угонять машины, отрываться на полную катушку. Но не кино же в этом виновато, правда?!

- ?!

- В первую очередь виноваты родители, я считаю. Если вы не занимаетесь своими детьми, то они бродят со своими друзьями по подворотням, играют в боевики и, конечно, сами влипают в криминальные истории. Это прокол родителей, короче. Но если твой сын или дочь будут заниматься спортом, ходить в кружки, читать книги, посещать театры и музеи, у них просто не останется времени на ящик и соответственно на поиски опасных приключений.

На мой-то взгляд, можно снимать почти все, если это не носит массового характера. А у нас все носит массовый характер! После успеха “Бригады” из всех щелей полезли ментовские сериалы. Простой человек включает телевизор и видит на государственных каналах: драки, пальба, кровища. Если само государство пропагандирует насилие на ТВ, чего ожидать от граждан в реальной жизни? А если людям не оставляют выбора, показывают только кровь, сопли и дерьмо, они же в конце концов захрюкают!

- Вы свою 12-летнюю дочь Лизу воспитываете на других ценностях?

- Стараюсь. У меня замечательный ребенок, отличница. Учится в очень хорошей гимназии, старейшей в Питере, усиленно изучает языки - французский и английский. А еще уже шесть лет Лиза занимается тхеквондо, владеет многими приемами...

- Ого!

- Она должна быть готова к нашей суровой действительности. Между прочим, это отражается на девочке только в хорошую сторону - это дисциплинирует, у нее чрезвычайно развито чувство справедливости. Мы с дочерью - друзья, всегда говорим друг другу правду. И в гимназии ее уважают за то, что она такая правильная.

- Значит, Ян, вы хотите сказать, что в кровавых боевиках больше не снимаетесь? Выбираете интересную историю, привлекательного героя?

- Нет. Я очень всеяден в этом смысле и редко отказываюсь. У меня семья, которую надо кормить. Но даже когда ты идешь зарабатывать деньги, надо понимать, что, если тупо будешь нести с экрана весь этот зачастую бред сценарный, ты просто деградируешь морально и умственно.

- А что актер этому может противопоставить?

- Всегда можно придумать себе своего героя. Его судьбу от и до, почему он такой-сякой, откуда взялись его “тараканы”... Любой, не важно, плохой или хороший, он прежде всего человек со своей историей. И пусть от придуманного на экране мало что останется, это в первую очередь нужно мне - для моего “личного пользования”, чтобы лучше прочувствовать своего персонажа. Вообще я считаю, что хороший артист сам обязан принести на съемочную площадку восемь мешков предложений, а режиссер - выбрать из предложенного самое интересное. Кстати, нередко так бывало: по сценарию у моего героя всего несколько фраз, а в результате - полновесная, полноценная роль. Надо предлагать сюжетные варианты. А то у нас ведь как обычно? Как только кто-то кого-то обижает, обиженный оказывается либо бывшим десантником либо мастером по карате.

- Ну да, голливудский стандарт.

- Это самый примитивный ход, который давно всем приелся... В фильме “Очкарик” мне предложили роль учителя литературы, у которого из-за бандитов погибает любимая семья, а вместо справедливого наказания дело рассыпают и закрывают... Поначалу и здесь хотели идти по проторенной дорожке: мол, учитель - бывший спецназовец, поэтому всех крошит. Но - спасибо режиссеру и продюсеру - мы специально отошли от трафарета и нашли ход. Он - обычный преподаватель, “очкарик”. Но даже у этого тюхи-матюхи есть достоинство и голова на плечах. Поэтому он сидит в интернете и с нуля изу­чает, как устроен пистолет Макарова...

- А правда, что когда вы готовитесь к роли, то почти как этот ваш “очкарик” залезаете в интернет, обкладываетесь энциклопедиями?

- Мне хочется о своем персонаже знать все. А как еще? Достаешь кучу литературы всякой и изучаешь. Когда в сериале “Колдовская любовь” играл ветеринара, я нашел редкую книжку по ветеринарии 1939 года издания, изучил. Вся съемочная группа умирала со смеху, когда я им рассказывал про понос цыплят-трехдневок. Когда играл повара, мне пригодилось мое кулинарное прошлое - я до армии работал поваром-кондитером в столовке на швейной фабрике...

- А если ваш герой из секретных спецслужб?

- У меня есть хорошие знакомые в спецслужбах. Например, в отделе по борьбе с терроризмом в Питере. Большой чин, между прочим! Если играю кагэбэшников или фээсбэшников, обязательно консультируюсь.

- Вы много людей в погонах переиграли. Как считаете, нашей стране нужна “сильная рука”? Как относитесь к разговорам о необходимости диктатуры, “нового Сталина”?

- Сегодня даже в самых демократических странах такая пропаганда, что все наши полит­руки образца тридцать седьмого года отдыхают... Все же у нас чего ждут? Чтобы самим опять ничего не делать, но при этом чтобы пришел кто-то, кто расчистит эти авгиевы конюшни. В Китае есть пословица: каждый народ достоин своих правителей. Те же китайцы замечательно сказали: “Вы не прошли в начале 90-х площадь Тяньаньмэнь. Когда была возможность отреставрировать свое “здание” и сделать его пригодным для жизни, вы взяли его и снесли, а коммуникации продали своим врагам”.  Это они про нас.

- Если не ошибаюсь, ваша супруга - специалист по Китаю. От нее такое знание материала?

- Галя - востоковед, знает китайский, даже жила в Пекине. Но я и сам путешествовал по Китаю неоднократно. И каждый раз поражался их успехам. Казалось бы, откуда энтузиазм, национальная гордость? А оказывается, все просто. Когда каждый простой крестьянин понимает, что за него государство порвет всех, он проникается гордостью к этому государству. Они живут совершенно в другом обществе. Например, винно-водочную промышленность у них до сих пор курирует министерство обороны. И в армию у них конкурс, и служба у них почетна. Там все пашут от зари до зари, строят коммунистический капитализм, и все за это неплохо получают. Когда видишь результат, их мощь и размах, понимаешь, что без всяких войн китайцы завоюют весь мир.

Андрей Колобаев

 Фото RUSKINO

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.