Новости культуры и искусства
4371 | 0

Гульнара Галавинская: «Ничего плохого в провокации нет, провоцировать зрителя нужно!»

Гульнара Галавинская: «Ничего плохого в провокации нет, провоцировать зрителя нужно!»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Под конец театрального сезона в Театре Луны, корреспондент газеты «Мир новостей» встретился с режиссером Гульнарой Галавинской после заключительного в этом сезоне показа спектакля «Орфей и Эвридика» в ее постановке. 

"Орфей и Эвридика" – уже не первый ваш спектакль в Театре Луны. Надо полагать, что и не последний, правильно?

В Театре Луны идут два моих спектакля – "Дориан Грей" идет четыре сезона, и два сезона идет "Орфей и Эвридика", а до этого я с Сергеем Борисовичем Прохановым, художественным руководителем Театра Луны,  выпускала на правах второго режиссера спектакль "Коррида или Роман с бессонной ночью". Также я работала как режиссер-педагог в ГИТИСе на курсе Проханова и ставила преддипломные спектакли. Я с ним начала сотрудничать с 2008 года. Получается это уже мой седьмой сезон в Театре Луны. На данный момент я свободный художник, по приглашению ставлю как режиссер и в Театре Луны и в других театрах Москвы и нашей страны. Будучи свободным художником, проще объять необъятное. Когда ты привязан к одному театру, у тебя нет возможности ставить часто, потому что бюджет не позволяет осуществить более двух постановок в сезон. А принимая приглашения со стороны, получаешь шанс быть постоянно в работе. Это комфортное для меня состояние, я не люблю сидеть сложа руки. Жалею, что Проханов уже не преподает в ГИТИСе и не набрал новый курс. Было очень здорово работать с его выпусками.

Полностью ли вам удается реализовываться в Театре Луны? Видно по спектаклю "Орфей и Эвридика", что у вас большая фантазия и в плане режиссуры, и в плане сценографии. Эта мебель, которая поднимается под самый потолок...

Да, в Театре Луны мои творческие и художественные идеи реализуются, пожалуй, сполна. Сергей Борисович как-то мне сказал, когда он начал заниматься режиссурой, постановки Романа Виктюка повлияли на его эмоциональное восприятие театра. Между тем я сама ученица Романа Григорьевича. Особенная стилистика постановок, дух театра, тайна, сакральность происходящего на сцене, какое-то непосредственное движение – в этом плане, возможно, мы с Сергеем Борисовичем имеем общее понимание того, что такое современный театр. И в его театре актеры также ясно это понимают, от того мне с ними легче и удобнее работать. Здесь есть коллектив, есть единение, есть очень хорошая творческая атмосфера – и это, к слову, целиком заслуга Сергея Проханова.

В региональных театрах, где я периодически ставлю спектакли, раскачать актеров немного сложнее. Они часто опасаются принимать неожиданные режиссерские задачи. Театров в Москве много, поэтому мы имеем право на определенную точку зрения и на свой стиль. А в областных городах приходится быть немножечко скромнее и аккуратнее. Приходится идти на некоторый компромисс. А тут абсолютно искреннее творчество, тут я не фальшивлю – "Орфея и Эвридику" Жана Ануя мы понимаем именно так и только так.

"Орфей и Эвридика" – спектакль во многом провокационный. Скажите, для профессионала, приходящего в Театр Луны, обязательно ли уметь провоцировать?

Я думаю, что любой режиссер в любом театре должен обладать провокационным моментом. Провокация – в хорошем смысле слова – это то, что зритель не ожидает. Спровоцировать – это значит достучаться до зрителя, на мой взгляд. Главное в театре – живой непосредственный контакт со зрителем. Ну и повторяюсь, в Театре Луны Сергей Борисович позволяет безо всяких ограничений выражать свои идеи и замыслы. Но нужно понимать, что провокация – это не для того, чтобы удивить или шокировать, а для того, чтобы взять внимание зрителя, зацепить его и достучаться до него. И мне кажется, у нас это получается. Каждый режиссер (и не только в Театре Луны) должен обладать этим провокационным моментом, чтобы не оставить равнодушным зрителя. И я нисколько не боюсь, если кому-то что-то не понравится! Есть зрители, которые в антракте уходят с "Дориана Грея", но в этом нет ничего страшного, значит, это не тот зритель, который нам нужен. У нас уже есть свой зритель, мы его любим, они на протяжении уже четырех лет под завязку заполняют залы на "Дориане Грее". Ничего плохого в провокации нет, провоцировать зрителя нужно! Может быть, нужно даже заставить его не полюбить спектакль, чтобы он начал спорить с самим собой, подумать, почему такой спектакль, он начинает мыслить – одно это уже хорошо. Ну а тот зритель, который принимает увиденное – это вообще великолепно!

Евгений Вихарев, Андрей Князев

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.