Новости культуры и искусства
3384 | 0

Федеральные министры ищут русский культурный код

Федеральные министры ищут русский культурный код
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Недавно сразу два федеральных министра, образования и культуры, заявили о том, что России необходимо искать культурный код. Поискам этого кода будущий министр культуры Владимир Мединский даже посвятил часть своей диссертации. Проблема в том, что многие историки и этнографы считают, что потеряли мы свой код уже давно, причем безвозвратно...

Руководители “культурных” ведомств провели совместное совещание и сошлись во мнении, что найти культурный код поможет написание единого учебника истории России. Ожидается, что в рамках создания учебника состоится немало общественных дискуссий, ученые ради новой исторической концепции начнут землю носом рыть и нароют, конечно, много чего интересного.

А зачем нам нужен этот культурный код и что это за зверь такой? Современная наука утверждает, что каждый этнос живет и развивается только в том случае, если он не теряет своего культурного кода. То есть, говоря формулировками справочника, “ключа к пониманию данного типа культуры, уникальные культурные особенности народа”. Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании: “Это культурное бессознательное, - продолжаем читать справочник. - Не то, что говорится или четко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать поведенческие реакции”.

МОСКВА ГЛОБАЛЬНАЯ

Если рыба гниет с головы, то Россия гибнет с Москвы. Историки едины в том, что русским духом в столице давно уже не пахнет - его сгубила глобализация.

Депутат Государственной думы, доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая считает, что надежда русских - это города центральной России, например Калуга, Брянск. “Москва, этот Вавилон, уже не может быть средоточием русской жизни. Там половина названий модных вещей, заведений, занятий уже непонятны русскому человеку, там русский профессор на трамвае добирается до дешевых рынков, а приезжий зеленщик скупает недвижимость. Впрочем, это удел любых столиц в период глобализации. Чтобы познакомиться с истинно английской жизнью, нужно обязательно уехать из Лондона”, - заявила Наталья Нарочницкая, не уточнив при этом, одевается ли профессор в Лондоне на дешевых рынках.

Однако исследователи русского национального вопроса отмечают, что плоховато с культурой и в остальных городах России. Сохраниться она может разве что в деревнях и селах. И некоторые народы РФ ее там успешно сохраняют. Взять хотя бы Рамзана Кадырова. Заместитель декана истфака МГУ им. Ломоносова Алексей Власов рассказал журналистам о том, что в Чечне молодежь в рамках специальной программы на несколько дней выезжает в аулы, где ходит в традиционной одежде, ухаживает за скотом, делает масло и так далее.

Алексей Власов уверен, что и в Центральной России необходимо запустить подобные программы. Пусть и наши студенты и школьники выезжают летом в деревни, ходят там в народных сарафанах. И сельскому хозяйству помогут, и сами отдохнут.

Захочет ли ходить в лаптях молодежь в других регионах - большой вопрос. Рамзанов Кадыровых на всех не напасешься. Да и какие лапти! Нынешнего подростка за уши не оттащишь от компьютера. Это не я, это современные исследования говорят.

Кстати, председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин уверен, что именно через компьютер Запад и США зомбируют молодых россиян, уничтожая в них остатки культурного кода. По его словам, государство “разрушается тогда, когда разрушается культурный код, сердце культуры народа, это делается через социальные сети, через новые инструменты, и мы должны с вами понять, что эти инструменты обращены против нас, нашей страны”.

ЕЩЕ И ЗАСМЕЮТ

А может, и правда виноваты во всем социальные сети? Известно, что подростки на Кавказе проводят в социальных сетях намного меньше времени по сравнению со своими сверстниками из Центральной России. И когда тот же Кадыров высказал идею всем девушкам выходить замуж в национальной одежде, чеченки так и стали делать. А у нас поди прикажи что-нибудь подобное губернатор - и не послушают, и засмеют.

Да и много ли у нас благополучных деревень, куда ради сохранения традиций можно на лето отправлять “десант” молодежи? “Мы не получим от наших сел того этнокультурного возрождения, которого ждем, - считает историк Василий Тишков. - Люди в селах неграмотные, некультурные, сильно пьющие, нищие. Полным ходом в селах идет маргинализация. О каком культурном коде можно тут говорить?”

По его словам, чтобы спасти национальную культуру, надо интегрировать деревню “в общую жизнь”. А то получается, что нормальная жизнь у нас только в пределах МКАД.

“Русская деревня погибает, если уже не погибла. Скорее второе. В Архангельской области реки обмелели, рыбы нет, дорог нет, тайга, рушится уникальное зодчество”, - добавляет член Международной федерации художников, собиратель традиционного русского костюма Сергей Глебушкин.

В самом тяжелом положении, с точки зрения национальной самоидентификации, сегодня оказались именно русские. “За ингушей или татар волноваться не стоит: ингуши останутся ингушами, татары - татарами, а вот мы...” - сокрушается Глебушкин.

НЕСКОЛЬКО МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ОБ ОБЫЧАЯХ НА РУСИ

1. В Древней Руси, если в брачную ночь у мужа ничего не получилось, молодая должна была тут же пойти и утопиться.

2. Самыми завидными невестами считались девки высокие и толстые. Они назывались пышными, в отличие от суходольных. Поэтому суходольным, чтобы выйти замуж, приходилось пускаться во все тяжкие: для обмана женихов они надевали по десять юбок, шили фартуки с оборками на груди и обматывали ноги пятью портянками.

3. Невеста на Руси никогда не выходила замуж в белом - белый считался цветом смерти. Это потом уже стали надевать белые платья на свадьбу по европейской моде. Однако под цветным свадебным платьем была у невесты все-таки белая рубаха - ее надо было хранить всю жизнь, чтобы в ней положили в гроб.

НЕ РУССКИЙ, А ИНЖЕНЕР

Теме русской самоидентификации посвящено немало исторических исследований РАН. Что интересно: ни в прежние века, ни теперь практически ни один русский на вопрос, кто ты, не отвечает: “Я - русский”. По мнению одних ученых, это связано с природной скромностью русских. “Пусть великим русским народом нас считают другие, самим себя так называть негоже”, - говаривали на Руси.

Однако другие историки уверены, что понятие “русский” вытравливалось из быта и самосознания намеренно - такой была политика со времен Российской империи. Пример: в переписях и документах царской России было запрещено указывать национальность - писали “православный”. Это, по мнению ученых, и есть истинно имперский подход. Но, невзирая на запрет, большинство представителей других национальностей, проживавших в царской империи, на вопрос, кто ты, до сих пор отвечают: “Я - чеченец”,  “Я - татарин” и так далее. И только русский пишет: “Я - бухгалтер”,  “Я - инженер” и так далее. То есть национальная самоидентификация у русских далеко не на первом месте.

Специалисты не сойдутся во мнении даже в таком, казалось бы, простом вопросе: кого считать русским? По одной из популярных теорий русские состоят из четырех составляющих - собственно русских, украинцев, белорусов и даже казахов. По другой - это четыре разные национальности, невзирая на Киевскую Русь. По третьей - это вообще не единая нация, а сотни других национальностей, необоснованно объединенных общим названием.

Историк Василий Тишков говорит, что русских как общности нет вообще. Возьмите русских из Архангельской области, из Ставропольского края и с Камчатки и вы получите три совершенно разных “народа”, общими у которых будут только язык и, если они верующие, православие.

“Я воспринимаю это как плюс. Русский народ не является гомогенным, он очень разнообразен. Образованному русскому проще найти язык с образованным чеченцем или татарином, чем с русским не из своей среды”,  - уточняет Василий Тишков.

ПОРА ОБЪЕДИНЯТЬ?

Наталья Нарочницкая убеждена, что сегодня мы по-прежнему похожи в национальном вопросе на Российскую империю: “Нам все время тычут в лицо, что нельзя говорить “русский”, а надо говорить “российский”. И говорят: “Видите, какие у нас межнациональные бывают конфликты, поэтому для многонациональной страны лучше безнациональный, безрелигиозный стержень”.

Может, и в самом деле ну ее, эту национальную самоидентификацию? Пусть лучше малые народности ею занимаются - на то они и малые.

И если чего нам и не хватает, то не столько утерянного культурного кода, сколько пресловутой национальной идеи. Читайте Владимира Мединского. “Сила режима определяется не количеством штыков, готовых убивать за деньги, а количеством людей, готовых умереть за этот режим бесплатно, - пишет он в своей диссертации, - а готовность умереть за абстрактную идею - что, кстати, является главным отличием человека от животного - определяется только идеологией”.

В том-то и беда: за потребительскую Россию умирать сегодня никто не пойдет. Пусть она даже будет в сарафане от кутюр.

Аделаида Сигида 

Фото Т. Павловой

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.