Новости культуры и искусства
3913 | 0

«Война кончилась давно. Но она меня не отпускает»

«Война кончилась давно. Но она меня не отпускает»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

На 88-м году ушел из жизни знаменитый режиссер Петр Тодоровский.

 Наша соотечественница, живущая во Франции Елена Жоли, встречалась со многими участниками Великой Отечественной войны. Эти интервью вошли в ее книгу “Победа любой ценой” (ЭКСМО, 2010). Сегодня мы публикуем отрывки из ее бесед с Петром Тодоровским.

ОБ ОГНЯХ-ПОЖАРИЩАХ, О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ

Я не успел окончить школу. Меня призвали в армию и направили в Саратовское военно-пехотное училище. Уже через пять месяцев нас послали в Приволжский военный округ на заготовку дров. Перед отъездом мы получили продовольственный рацион, рассчитанный на целый месяц, но мы были молоды и неопытны и съели все запасы за две недели! Война нас научила делить суровой нитью буханку хлеба на двенадцать частей... После начала боев под Сталинградом в наш паек уже входили только капуста и мороженая картошка. Мы были вынуждены воровать продукты в соседних деревнях.

За неделю до нашего возвращения все оставшиеся в училище курсанты были отправлены на фронт. Ребята попали в самый эпицентр боев под Курском. Больше я никогда не встречал ни одного из них. Боюсь, что все они погибли...

В мае 1944 года я попал на 1-й Белорусский фронт в 93-й стрелковый полк,  который понес уже большие потери, не оставалось ни орудий, ни боеприпасов к ним. Меня назначили командиром пехотного взвода. Им я и оставался, пока не был ранен.

Кадр из фильма «Был месяц май»
Кадр из фильма «Был месяц май», в роли старшего лейтенанта Яковенко сам Петр Тодоровский

Когда шли в атаку, некоторые солдаты испытывали такой страх, что поднять их в бой было трудной задачей. Идти в атаку всегда очень страшно. Бежать навстречу вражеским пулям, навстречу собственной смерти - не большое удовольствие!

В 1942 году, когда наши войска оставили Ростов-на-Дону, вышел знаменитый приказ “Ни шагу назад!” и были созданы заградительные отряды. Но я за все время службы ни разу с ними не встречался. Зато у нас в части обязательно были “пропагандисты”.  Мы их не особенно любили. Они обращались к немцам через специальные громкоговорители, установленные на машинах. Их задачей являлось моральное разложение войск противника, снижение их боевого духа. Они призывали немецких солдат сдаваться в плен. Как только эти звуковещательные установки начинали свою работу, фашисты открывали по ним бешеный огонь. Доставалось и нам.

Мне кажется, солдатам пехоты на войне приходилось тяжелее, чем бойцам других родов войск, как в наступлении, так и в повседневной фронтовой жизни. Зимой нам приходилось спать в ямах, которые мы рыли в снегу или мерзлой земле, выстилая их еловым лапником. Нас замучали вши! Когда нам удавалось вымыться в полевой бане, это был настоящий праздник.

БЕРИ ШИНЕЛЬ! ПОШЛИ ДОМОЙ!

Наша армия закончила войну в столице Германии, участвуя в боях за западную часть города, в районе Шпандау. Потери были очень велики.

Петр Тодоровский, режиссер-постановщик, сценарист, родился в 1925 году в городе Бобринец на Украине. В 1943 году стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища, через год получил звание лейтенанта и был направлен на фронт командиром взвода. В 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа и дебютировал на киностудии “Молдова-фильм”. На протяжении десяти лет работал на Одесской киностудии. В качестве актера снялся в фильмах “Был месяц май”, “Трясина”. Композитор и автор песен к ряду картин. Наиболее известные фильмы - “Фокусник”, “Анкор, еще анкор!”, “Любимая женщина механика Гаврилова”, “Какая чудная игра”, “Военно-полевой роман”, “Жизнь забавами полна”, “Был месяц май” (по произведению Г. Бакланова) и телесериал “Курсанты”.

Мне запомнился один бой на подступах к городу. Там немцы создали мощную линию огневых точек в скалах, фактически неприступную крепость. Но их это не спасло: наша атака все-таки сломила их оборону. Жестокие сражения не прекращались вплоть до 8 мая 1945 года!

Утром 9 мая наступила оглушительная тишина. Это было настоящим счастьем. Мы вышли на берег реки. Мост был забит сгоревшими и подорванными автомобилями. Немецкие солдаты пытались вплавь добраться до противоположной стороны, занятой американцами.

Наконец-то мы смогли сбросить тяжелые сапоги и пропотевшие портянки, пройтись босиком по молодой зеленой траве. Рядом с нами на лугу мирно паслись лошади, где-то невдалеке играли на аккордеоне. Вскоре к нам приехал командир дивизии и объявил, что война закончилась!

Мы оставались в этом районе довольно долго. К нам приходили американцы. Мы устраивали совместные парады, торжественные церемонии и дружеские застолья... Все радовались встрече с ними. Мы обменивались самыми разными вещами, даже оружием. Американцы вели себя по отношению к нам очень дружески, угощали сигаретами и шоколадом. Тогда между нами было искреннее братство.

Я был так рад, что даже забыл о ране, полученной при взятии Штеттина.

До открытия Второго фронта летом 1944 года мы практически не ощущали участия союзников в войне. Хотя американская тушенка и сигареты, о которых в тылу приходилось только мечтать, придавали нам сил.

Я оставался в Германии до февраля 1946 года. Наша часть там прекрасно устроилась: в казармах около аэродрома, где мы жили, практически всегда была горячая вода, роскошь, о которой мы совсем забыли за эти долгие военные годы. Меня назначили главой администрации маленького немецкого городка. Под моим началом был взвод солдат-пулеметчиков. Мне приходилось решать десятки совершенно несвойственных для военного человека задач, организовывать посевные работы, потому что немецкое население, особенно в городах, уже начинало голодать.

В мои обязанности входило и задержание семей крупных немецких чиновников и партийных боссов, не успевших бежать в американский сектор, защита мирного населения от грабежей, насилия и мародерства.

В нашем городке послевоенная жизнь понемногу налаживалась. Вскоре открылся первый пивной бар, в котором по вечерам устраивали танцы. Это, конечно, привлекало наших офицеров. Они переодевались в гражданскую одежду и ходили туда тайком, без разрешения начальства.

В феврале 1946 года мы навсегда покинули Германию. Падал мягкий снег. На перроне вокзала немецкие женщины махали руками, выкрикивая русские имена. Любовь не знает границ...

Наконец мы возвратились в СССР и оказались под Костромой, в огромном воинском лагере посреди лесов.

СПОЙ ТЫ МНЕ ПРО ВОЙНУ

Мои воспоминания тех дней, с 1947 по 1949 год, легли в основу моего вышедшего через много лет фильма “Анкор, еще анкор!”, где показана повседневная жизнь военного городка. Картина совершенно не понравилась руководству страны, в первую очередь министру обороны Павлу Грачеву, заявившему, что она позорит нашу победоносную армию. После первого показа в кинотеатре “Пушкинский” ко мне подошел немолодой полковник и сказал: “Я провел тридцать пять лет в разных военных гарнизонах, и все, что показано в фильме, - чистая правда!”

Моя картина “Военно-полевой роман” также основана на подлинной истории. Как-то ночью (дело было в Польше), готовясь к наступлению, мой взвод проходил перед блиндажом командира батальона. Вдруг мы услышали женский смех и звук патефона. По звукам, доносившимся до нас, то, что происходило в блиндаже, было очевидно. В следующем бою комбат погиб, а эта женщина куда-то исчезла.

Кадр из фильма «Военно-полевой роман»
Кадр из фильма «Военно-полевой роман»

Через несколько лет я снова встретил ее. Однажды, когда я был студентом, я шел мимо одного большого московского магазина и вдруг услышал тихий женский смех, который показался мне смутно знакомым. Я обернулся и увидел ее, девушку, которая была с нашим комбатом. Она продавала пирожки, а рядом с ней сидела маленькая девочка. Я был потрясен: там, на войне, эта женщина была королевой, в которую все были влюблены. А сейчас она, плохо одетая, с дымящейся папиросой во рту, целый день стояла на улице. На следующий день я снова вернулся на то же место, но ее уже не было. Глубоко тронутый этой простой житейской историей, я и поставил фильм “Военно-полевой роман”.

Война кончилась очень давно, но я не могу ее забыть, она не отпускает меня! Я снял несколько фильмов на эту тему. Война как таковая - атаки, обстрелы, оборона, отступления - меня мало интересует. Меня интересуют люди, их переживания, тревоги и радости.

Лучшие картины сняты режиссерами-фронтовиками. Одна из них, на мой взгляд, - “Баллада о солдате” Григория Чухрая. Такие человечные фильмы, которые рассказывали не о жестокостях войны, а о переживаниях простых людей, снимали именно те, кто знал ее не понаслышке. Общая мысль, выраженная в них, проста: даже на войне, даже в кровавом аду человек должен оставаться человеком.

Глава из книги Елены Жоли “Победа любой ценой”


Фото FOTOBANK.COM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.