Криминальные новости. Чрезвычайные происшествия
2908 | 0

Кража у музеев

Кража у музеев
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

С 1 ноября в российских музеях снимаются посты полицейской охраны. Одним учреждениям культуры рекомендуется пользоваться услугами ЧОПов, у других нет средств даже на это. Уникальные экспонаты будут беспрепятственно уходить в частные коллекции.

В приключенческих книжках воры с ловкостью ниндзя проникают в нашпигованные сигнализацией и охраной музеи, предварительно просчитывают каждую деталь похищения, работают ювелирно, обращаются со старинными полотнами бережно, как с новорожденными младенцами. У нас, в России, все иначе: ценности мирового значения сторожат дяди и тети предпенсионного возраста, в залы врываются идиоты с ножами, варварски срывают холсты, а потом, не зная, куда их пристроить, сдают в ближайший ломбард, что, собственно, и сделали преступники, месяц назад вынесшие из Тарусской картинной галереи пейзажи Айвазовского и Поленова. Украсть-то украли, да не поняли что.

Печально, но с ноября 2015 года отечественные произведения искусства будут пропадать чаще, «труд» похитителей станет легче и приятнее - МВД России, основательно застрявшее в реформенном периоде, сократило 10% сотрудников, включая тех, кто был закреплен за стационарными музейными постами.

Санкт-Петербург и Москва в шоке: «Что произойдет с сокровищами Эрмитажа, Русского музея и Третьяковки? Разве можно их доверять людям из сомнительных ЧОПов, приезжающим в культурные столицы на двухнедельные вахты?» «Ликвидация полицейских постов негативно скажется на музейном фонде страны», - описывает неизбежные перспективы руководитель департамента культурного наследия Минкульта России Михаил Брызгалов. «Опомнились. Мы третий год так живем. Сначала региональные учреждения остались без помощи МВД, теперь сокращается финансирование и не выделяются средства на ЧОПы», - по-своему реагируют на скандал провинциальные музеи, располагающие не менее ценными экспонатами, чем Москва и Питер. Специалисты предвидят потери, а черный рынок антиквариата - золотую эпоху.

ВМЕСТО ТРЕВОЖНОЙ КНОПКИ

Прессу и общественность особенно волнует судьба самых посещаемых и известных музеев России. Как раз с ними все будет в порядке - подключатся президент и правительство РФ, найдутся деньги и усилятся службы безопасности. Беспокоиться надо о провинциальных хранилищах. Где возьмет средства на охрану Ирбитский музей, в залах которого висят подлинники полотен Гойи, Рембрандта, Ван Дейка и Дюрера? Кто будет стеречь картины Куинджи в музеях Уфы, Иркутска, Кирова, Смоленска, Тулы и Ярославля, эскизы и этюды Репина, находящиеся в Тюменском музее изобразительных искусств, работы Дейнеки в Курской галерее? Какие испытания уготованы пейзажам Шишкина в Елабуге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Таганроге, Челябинске и Екатеринбурге? Кстати, как показывает полицейская хроника, картины этого художника, а еще Айвазовского и Поленова крадут в нашей стране чаще других.

Союз музеев России предлагает коллегам провести совместные учения и отработать защиту экспозиций от хулиганов силами собственных служб безопасности и ЧОПов. Это как? Бабушки-смотрительницы освоят приемы рукопашного боя и научатся громко-громко звать спящих сторожей?

«Проще раздать экспонаты надомникам. Пусть сидят по квартирам и охраняют, - говорит директор Челябинского краеведческого музея Владимир Богдановский. - Я никоим образом не сравниваю нас со столичными учреждениями культуры, но мы, регионалы, оказались в худшем положении. Маленькие музеи получают деньги из областных бюджетов. В 2015 году средств на охрану им не дали. Ни на полицию, ни на ЧОПы. Не помню, когда в последний раз государство финансировало фондовые закупки и выставочную деятельность. Чиновники предусматривают лишь две статьи расходов: зарплату сотрудников и коммунальные платежи. С ЧОПами совсем беда. У нас есть оружейка, значит, мы должны подключаться к пульту охраны полиции, без чего нам не продлят лицензию. Однако связь с полицией обрубают. Как работать? Почему страна решила «раздеть» музеи, когда в российских органах власти полно людей, чьих денег хватит на содержание всех галерей и выставочных залов Федерации, вместе взятых?»

Директор Калужского музея изобразительных искусств, заслуженный работник культуры РФ Наталья Марченко пытается растянуть невеликую государственную субсидию (с начала кризиса она уменьшилась на 10%) на год. Экспонаты КМИИ охраняет ЧОП. И все равно минувшим летом из его филиала были похищены три уникальные картины.

«На охране экономить нельзя, - убеждена Марченко. - За безопасность должны отвечать профессионалы, тем более когда речь идет о национальном достоянии России. Силами сторожей и смотрителей с грабителями не справиться. Наш музей многократно оптимизировали. Конечно, средств мало. Стараемся не тратиться на расходные материалы, не нанимаем новых сотрудников. Забавно, что при сжатом бюджете мы еще должны выполнять обязательства по дорожной карте - повышать зарплату персонала».

Многие ли музейщики в таких услових будут думать о спасении картин Поленова и Куинджи от похитителей и вандалов? Единицы.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Найти бы такого комментатора, который объяснил бы, почему, сокращая штат МВД России на 110 тысяч человек, полиция жертвует постами в музеях, а не заместителями начальников, бухгалтерами и кадровиками? Увы, невозможно - никто не знает, почему от нового витка реформ страдают галереи и дома-усадьбы художников, поэтов и писателей.

Надо же было додуматься: оставить дорогостоящие картины, рукописи и другие предметы искусства без охраны в год, когда в регионах растет безработица, ухудшается криминальная ситуация и увеличивается количество безумцев. И совершенно точно в музеи за полотнами передвижников придут не эстеты вроде Томаса Крауна, а какие-нибудь Энтео с подружками-вандалистками.

Как заявил глава МВД России В.А. Колокольцев, на районном уровне не будет сокращено ни одной штатной должности, даже вакантной. А если какой-либо начальник попробует «пошалить» и сократит людей «на земле», то он будет уволен. А на деле увольняют не управленцев и тыловиков, а тех, кто обеспечивает безопасность.

СВЕРХДОРОГАЯ ЭКОНОМИЯ

Пообщавшись с музейными работниками из разных городов России, корреспонденты «МН» объединили их опасения по поводу неохраняемых фондов в один список. В чем причина тревог? Чем ЧОПы хуже полиции?

  • У сотрудников МВД есть профессиональная подготовка и права, определенные федеральным законодательством, в исключительных случаях полицейские могут применить табельное оружие. У охранников из ЧОПов обычно недостаточно квалификации и нет прав. Подтверждение - августовские события в столичном Манеже: на выставку ворвались религиозные фанатики, уничтожили работы скульптора Вадима Сидура, и чоповцы не смогли им помешать.
  • Частные предприятия берут за свои услуги намного больше, чем МВД. Например, если раньше Эрмитаж тратил на охрану 23 млн рублей, то в будущем сумма увеличится до 100 млн. Где их искать? Государство режет расходы на культуру.
  • Чтобы заключить контракт с охранными структурами, музеям ежегодно придется проводить конкурсы. Если организации будут меняться, через несколько лет в системах безопасности выставочных центров не останется ни одного секрета.
  • Что делать российским музеям-заповедникам? Например, Шолоховскому - в станице Вешенской Ростовской области не существует никаких ЧОПов. Усадьбе Сурикова в Красноярском крае тоже не на кого надеяться. Музей Поленова в Тульской области до сих пор находился под наблюдением конной полиции - других охранников там нет. Как защищать экспонаты?
  • После ликвидации полицейских постов мгновенно вырастет рисковая составляющая, страховщики поднимут тарифы. А дополнительных средств на содержание музеям не дают. Наоборот, в 2015 году субсидии сократились на 10-20%.

Подготовили Анна Бессарабова и Елена Бриль

Фото ТАСС/В. Прокофьев

КАК ЭТО В РОССИИ БЫВАЕТ

Летом 2015 года вооруженные люди в масках похитили из Тарусской картинной галереи картины Айвазовского и Поленова.

Летом 2013 года из Вязниковского историко-художественного музея, где в тот момент находилась только женщина-сторож, вынесли полотна Шишкина, Жуковского и Коровина.

Зимой 2010 года из Государственного музея-заповедника «Царицыно» исчезли 190 предметов русской религиозной живописи на сумму 30 миллионов долларов.

Весной 2008 года из квартиры-музея Юрия Рериха в Москве были украдены четыре ценные картины.

Летом 2008 года в Эрмитаже обнаружили пропажу 221 экспоната общей стоимостью 130 миллионов рублей.

Летом 2004 года в городе Плесе Ивановской области из Музея пейзажа неизвестные вынесли картину Шишкина «Луг на опушке леса. Сиверская».

Летом 2003 года из Астраханской государственной картинной галереи похищены холсты Айвазовского и Саврасова.

 

По данным МВД, в России разыскивается более 60 тысяч похищенных предметов искусства.

 

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.