Новости экономики и финансов
6950 | 0

Владислав Иноземцев: «Экономику сдают силовикам»

Владислав Иноземцев: «Экономику сдают силовикам»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На вопросы корреспондента «Мира Новостей» ответил известный экономист, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.

- Владислав Николаевич, как изменится ситуация в экономике после выборов 18 сентября 2016 года в Государственную думу?

- Никак не изменится. В существующей системе власти парламент играет скорее декоративную роль и принимает законы, идея которых возникла в Кремле или в Белом доме. Поэтому Государственная дума и ее состав никак не повлияют на хозяйственную политику, тем более что никаких неожиданностей не предвидится и состав Думы останется прежним - те же четыре партийные фракции, то же абсолютное большинство у «Единой России». Бюджет (правда, на один год, а не на три, но трехлетние бюджеты у нас никогда и не выполнялись, корректируясь в среднем по доходам на 28%, а по расходам - на 12%) Дума утвердит, практически не читая, так как поджимают сроки.

- Каковы ваши прогнозы на 2017 год в сфере экономической политики?

- Я бы сказал, что не на 2017-й, а существенно дальше она останется прежней. Еще год или полтора назад многие эксперты говорили о том, что падение цен на нефть, международные санкции и паника среди инвесторов «поставят российскую экономику на колени». Однако ничего такого не произошло. Жизненный уровень снижается, но серьезных протестов не зафиксировано. Стабилизировался курс. В приемлемых границах находится инфляция. В такой ситуации президент практически наверняка сочтет любое изменение курса опасным (или невозможным).

Реформы «по Кудрину» угрожают всевластию силовиков и «ручному управлению». Реформы «по Глазьеву» вполне могут запустить инфляцию и вызвать серьезное недовольство в массах.

Поэтому экономическую дискуссию о программе президента к выборам 2018 года я считаю чистой клоунадой. Путин пойдет на выборы, выиграет их, и ничего в сфере экономики в стране не изменится. Ведь главный его лозунг - «стабильность». Именно она важнее и роста, и благосостояния.


Около 10% ВВП тратится сейчас на армию, полицию и чиновников, то есть в значительной мере впустую.

- Насколько справедливы прогнозы экспертов по поводу падения курса рубля по отношению к доллару? И до какого уровня он упадет?

- Я убежден, что рубль будет слабеть. Фундаментальная причина в том, что при нынешних ценах на нефть экономический спад продолжится (и, может быть, даже ускорится в 2017 году). А это значит, что доверие к национальной валюте будет снижаться. Кроме того, - и это куда важнее - федеральный бюджет дефицитен, налоги повышать сложно, а так называемые нефтегазовые доходы (в основном экспортные пошлины на нефть и газ) устанавливаются в долларах.

Если нефть не дорожает, то тот же эффект для бюджета может обеспечить падение рубля: за меньшее количество долларов бюджет получает больше рублей и выполняет свои обязательства.

Наконец, снижение рубля благоприятствует импортозамещению. Так что власти незаинтересованы в его укреплении. Я считаю реалистичным прогноз в 71-72 рубля за доллар на конец 2016 года и 80-85 рублей на конец 2017-го.

- О том, что сейчас проедается Стабфонд, не говорит только ленивый. Какие шаги государство делает не так? Какие вы посоветовали бы сделать?

- В отношении Стабфонда государство делает «все так». Он предназначался для финансирования бюджетного дефицита в сложные времена, он на это и используется. Было бы ошибкой тратить Фонд национального благосостояния на текущие проблемы, ведь он предназначался для поддержания стабильности Пенсионного фонда, но пока его и не тратят (скорее всего, это вопрос будущего года).

В чем государство ошибается, так это, по-моему, в том, что оно излишне потворствует силовикам, а сейчас, по сути, сдает им всю экономику. Около 10% ВВП тратится сейчас на армию, полицию и чиновников, то есть в значительной мере впустую (мы видели недавно, как живут полицейские полковники). При этом растут налоги, мы остаемся чемпионами по проверкам и ревизиям.

Я бы попытался снизить налоги (пока еще есть деньги в Резервном фонде), минимизировать препоны для малого бизнеса и предпринимателей-индивидуалов, отодвинуть силовиков от экономической сферы. Путин сам в начале своего правления снизил подоходный налог - и его стали собирать куда больше. Так и сейчас: нужно не доить бизнес в кризис, а дать ему возможность подняться. Потому что люди в погонах, как ни крути, ничего не производят.

Андрей Князев.

Фото Комсомольская правда/

PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.