Новости экономики и финансов
3862 | 0

В ближайшие 10-20 лет роботы заменят половину существующих профессий

В ближайшие 10-20 лет роботы заменят половину существующих профессий
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ближайшие 10-20 лет может не пережить почти половина существующих сегодня профессий, считают американские экономисты. Людей заменят роботы.  В Германии запущен новый интернет-портал, посвященный новостям в мире спорта. Сенсация в том, что в издании нет ни журналистов, ни редакторов. Автором текстов стал робот, точнее - компьютерная программа «A-Икс» (AX), разработанная штутгартской IT-компанией «Аексея» (Aexea). Безлюдная редакция - лишь один из огромной массы примеров того, что американские экономисты Эрик Бринйолфссон и Эндрю Макафи окрестили цифровой революцией. По мнению этих исследователей, перемены, происходящие сегодня в мировой экономике, сравнимы по значению и масштабу с промышленным переворотом XIX века. Тогда, как известно, машины разгрузили человеческие мышцы. Сегодня настала очередь мозгов.

Проектная мощность немецкого робота-журналиста - 3,6 миллиона текстов в день. Живым акулам пера такое и не снилось. По уверению создателей, стиль «А-Икс» будет практически не отличим от человеческого, а, возможно, кому-то понравится даже больше.

На определенном уровне журналистского творчества достоинства робота превращаются в недостаток. «Авторский взгляд на события - сугубо людской удел, - успокаивает коллег заведующий кафедрой журналистики Югорского государственного университета Илья Стечкин. - Машины слишком объективны. На фоне машинных информационных сообщений живые человеческие материалы могут выгодно отличаться».

Другое дело, что безусловным лидером «дегуманизации» является сегодня биржевая торговля. Современные технологии позволяют совершать тысячи сделок в секунду - человек такой темп выдержать не в состоянии. «Процесс роботизации биржевых операций идет сегодня столь бурными темпами, что, думаю, через несколько лет такой класс участников рынка, как трейдеры, если не вымрет, то будет вытеснен на низколиквидные рынки, - делится своим прогнозом экс-президент Московской межбанковской валютной биржи Константин Корищенко. - Что же касается высоколиквидных, то на валютном, к примеру, человеку уже сегодня в принципе делать нечего. Следующий по ликвидности - рынок акций. Он тоже приближается к стадии полной роботизации».

Дальше - юридические фирмы. Изучение содержимого старых пыльных папок в поисках прецедентов, подготовка проектов договоров - этой и подобной унылой канцелярщиной занимаются сегодня очень многие, если не большинство дипломированных юристов. Но с недавних пор такого рода функции все чаще поручаются компьютерным программам.

Похожая ситуация в финансовой сфере. К 2025 году, прогнозирует консалтинговая компания «Маккинзи» (McKinsey), машины заменят собой 10 миллионов юристов, бухгалтеров и банковских служащих в мире.

Уже сегодня в ряде американских онкологических центров компьютерные программы выполняют функции врачей: ставят диагнозы - с точностью, намного превышающей среднестатистическую результативность докто­ров из плоти и крови, - и составляют планы лечения.

Все большее применение находится электронным мозгам и в образовательных учреждениях: компьютеры дают задания, контролируют их выполнение, выставляют оценки. К очевидным достоинствам роботоучителей можно отнести как минимум объективность: для них не существует ни любимчиков, ни «гадких утят».

О прочих, менее творческих профессиях и говорить нечего: развитие информационных технологий радикально снизит востребованность секретарей, библиотекарей, сотрудников страховых компаний, колл-центров и всевозможных справочных сервисов... Всего же, считают в «Маккинзи», к 2025 году жертвами машин падут 140 миллионов рабочих мест, занимаемых белыми воротничками. Впрочем, не выйдут сухими из этого цунами и воротнички синие. Британские исследователи Майкл Осборн и Карл Бенедикт Фрей приходят в своей опубликованной недавно работе к неутешительному выводу: ближайшие 10-20 лет может не пережить почти половина - 47 процентов - существующих сегодня профессий.

Но не перевелись, к счастью, и оптимисты. Вильгельм Бауер, глава германского Института экономики и организации труда, в своих выводах тоже опирается на статистику, но уже на немецкую: «Никогда еще в Германии не было столько рабочих мест, как сегодня!» Информационные технологии, доказывает ученый, не только не сокращают, а, напротив, увеличивают занятость: благодаря их развитию лишь в одном 2012 году в Федеративной республике было создано почти полтора миллиона новых рабочих мест.

Большая часть из них приходится на сферу услуг, но и доля промышленности - 300 тысяч - не выглядит чересчур скромной. Потребность в трудовых ресурсах будет расти и в дальнейшем, уверен Бауер, поскольку все более сложные информационные системы непрерывно создают все новые проблемы, а решить их под силу только человеку.

Похожей точки зрения придерживается российский социолог и политолог, глава Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий. Он, кстати, считает, что автоматизация экономики могла бы идти значительно более быстрыми темпами. Тенденция роботизации сборочных производств наметилась, по его словам, уже к концу 1970-х годов. Но продолжения тогда не получила. Причина - в «политике снижения или как минимум сдерживании заработной платы», проводившейся «на протяжении последних 30 лет в мировом масштабе». Классическим способом реализации этой стратегии является перенос производства в страны с более низким уровнем заработной платы. «Это привело к застою в технологическом развитии, а в некоторых случаях даже к откату назад», - считает директор ИГСО.

Вопрос, куда девать людей, высвобождаемых роботами, не ставит Кагарлицкого в тупик: «А вы знаете, сколько людей высвободила промышленная революция? Куда все они делись? Да в ту же промышленность, которой стало в 10, 20, 30 раз больше. Переход от водяных мельниц к паровым машинам не сократил, а многократно увеличил количество рабочих мест, потому что одновременно с ростом производительности труда шел бурный рост потребления. Проблема совершенно в другом - что будет с самими людьми? Как и для чего они будут жить? Для того чтобы потреблять или появится какой-то иной смысл существования?»

Андрей Владимиров

Фото FOTOBANK.COM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.