Новости экономики и финансов
4501 | 0

Столицу обделили свежей клубникой

Столицу обделили свежей клубникой
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Руководство подмосковного совхоза имени Ленина - крупнейшего в России производителя садовой земляники (клубники) - заявило, что московские чиновники не позволяют предприятию продавать товар в городе. Жители столицы вынуждены покупать «муляжную» клубнику, напоминающую настоящее летнее лакомство только формой и цветом.

Много лет подряд горожане с нетерпением ждали середины июня - именно в это время совхоз имени Ленина традиционно приглашал их на сбор клубники. Несколько часов на свежем воздухе вознаграждались корзинами, набитыми ягодами, - здесь разрешено брать с собой 10% от собранного урожая. Ежедневно на полях работало почти по тысяче человек. Но в этом году пыл любителей клубники пришлось остудить: совхозу запретили торговать ягодами на старых и привычных точках, поэтому смысл собирать по 60 тонн в день, как это было раньше, просто пропал.

Директор хозяйства Павел Грудинин рассказал журналистам, что в прошлом году совхоз по разрешению правительства Москвы устанавливал у станций метро красочные палатки, в которых продавал свой урожай. Это решение позволяло избежать «помощи» посредников и удерживать цену на приемлемом уровне. В нынешнем году клубничные палатки у метро так и не появились. Московское управление Федеральной антимонопольной службы усмотрело в такой торговле нарушение законодательства.

«Пока продаем в Московской области, на ярмарках выходного дня и вдоль дорог, но все равно, к примеру, от вчерашнего сбора в 63 тонны осталось 28 тонн», - пожаловался журналистам Грудинин. Это значит, что горы великолепной клубники просто сгниют. Настоящая ягода не может храниться больше суток и быстро превращается в малоприятное месиво. Именно поэтому с подмосковной клубникой не хотят иметь дело торговые сети - коммерсанты боятся не продать такой скоропортящийся товар.

Поэтому большинство ягод, продающихся в супермаркетах, привезено из-за рубежа и выращено по так называемой индустриальной технологии. Ее суть заключается в том, что в путь к месту продажи клубника отправляется недозрелой и только в дороге приобретает товарный вид. Речь идет о специальных промышленных сортах, созданных для того, чтобы легко переносить дорогу и долгое хранение. Ни витаминов, ни минералов в них нет, сахара и достаточного количества воды тоже, поэтому чаще всего импортная клубника красива, но совершенно безвкусна. Такой товар поступает из Греции, Сербии, Турции и Польши.

Таким образом, импортозамещению у нас мешает не слабая производственная база, как это принято думать, а база законодательная. «Создавшаяся ситуация лишний раз доказывает, что многочисленные регламентирующие акты не только лишают покупателей свежей отечественной продукции, но и сдерживают расширение ее производства. Многочисленные хождения по инстанциям, требующим от нас и друг от друга то одну, то другую бумагу, пока результата не дали», - подчеркнул гендиректор совхоза.

Знаменитому хозяйству приходится ждать решения правительства Москвы, которое проводит заседания раз в неделю. «А клубнику собираем каждый день, и она ждать разрешения не может», - напомнил Грудинин. Срок реализации ягоды - максимум два дня, а пик сбора - всего две недели.

Проблема заключается, как обычно, в нашей косной и жадной бюрократии. Если раньше разрешения на торговлю давали префектуры, то теперь необходима документация из Департамента торговли и услуг. Руководитель этой структуры Алексей Немерюк оперативно озвучил свое видение ситуации. С его точки зрения, никакого запрета на торговлю клубникой нет.

«Клубника из совхоза имени Ленина реализуется на различных московских ярмарках, в том числе ярмарках выходного дня, проблем с этим нет. Просто руководство совхоза попросило дать ему бесплатно места в трех округах Москвы, у выхода из каждой станции метро и при этом на бесконкурсной основе. Такого формата торговли в Москве нет, поэтому это невозможно», - сказал Немерюк.

Павел Грудинин в свою очередь заявляет, что торговые павильоны на ярмарках - это не решение вопроса. Они не в состоянии реализовать всю имеющуюся на сегодняшний день ягоду, которой выросло в этом году, как назло, необыкновенно много.

Наталья Пуртова

Фото Т. Павловой

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.