Новости экономики и финансов
2440 | 0

Россию спасет свой Голливуд?

Россию спасет свой Голливуд?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Отчего все наши усилия модернизировать экономику не приносят заметного успеха? По крайней мере, большинству жителей России. На то много причин, но есть главная - у нас нет своего Голливуда. И это не шутка. В этом убежден эксперт в области госуправления, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир РУБАНОВ.

По мнению Владимира Арсентьевича, мы живем старыми советскими критериями НТР (научно-технической революции). Поэтому и создание инновационной экономики сводим в основном к технологическим вопросам, хотя на самом деле наши проблемы лежат в иной сфере.

Инновационная экономика находится на этапе перехода от капитала к знанию, где капиталом становится само знание. Это уже капитал не от Маркса.

- И что же самое главное в «экономике знаний»?

- Верх ее пирамиды занимают те, кто производит образы, стили, стандарты. Люди, создающие моду, стиль, блокбастеры. Можно сказать, что потребитель сегодня приобретает бренды, а не продукты, поэтому имидж является хозяином на мировом рынке. И если говорить, например, об экономической силе Соединенных Штатов, то она находится скорее в Голливуде, чем в заводских корпусах. Именно он создает образ, на который потом работают вся экономика, все социальные институты.

Мы же пока, к сожалению, смотрим на бренды и имиджи как на нечто вспомогательное - на то, что способствует или не способствует продвижению на рынке материального продукта. На самом деле все происходит наоборот: материальный продукт фактически лишь наполняет гуманитарные технологии - производство образов, стилей и т.д.

И в этом смысле сырьевая экономика самая пропащая. Добыв и продав сырье, мы остаемся с пустотой. А вот если произвели интеллектуальный продукт и кому-то продали его, то все равно останемся с таковым.

Наша проблема в том, что мы пытаемся изменить современную экономику старыми способами, на основе старых взглядов. Даже использование самых современных технологий не означает качественного совершенствования экономики страны.

- Но Китай вроде бы опровергает этот тезис...

- Сегодняшний рывок Азии, и Китая в частности, во многом мифологичен. По большей части Китай просто тиражирует чужой интеллектуальный продукт, хотя и у него есть свои ноу-хау, разумеется. Да, там «по цифрам и деньгам» идет рост, но на самом деле все технологические ключи от быстро развивающихся азиатских стран находятся в лабораториях и технологических центрах западных держав. И этот экономический рост при необходимости можно резко затормозить простым поворотом технологического ключа.

- Почему это не делается?

- Да потому что пока не надо. И еще. Жизненный цикл продукции в современном мире все более сокращается, в результате чего, например, такие традиционные вещи, как патентование, просто теряют смысл: на них уходит больше времени, чем на смену модельных рядов продукции. Скорость выдвигается в число ведущих факторов бизнес-процесса. Если брать, к примеру, стиль американской экономики, то она борется за время. Мы же пока продолжаем сражаться за пространство. У нас изобретатель какую-то новую деталь выдумал, и мы наивно считаем, что это и есть главное в инновации. Однако чаще всего новые организационные формы приводят лишь к потребностям в новых инженерных решениях и т.д.

И наконец, надо отметить, что важнейшим элементом национальной инновационной системы является государство. Не в том смысле, что оно должно говорить ученым, что им делать, нет. А грамотно выстраивать систему госзаказа. Государство должно брать на себя риски там, где бизнес работает с короткими деньгами.

Потребитель сегодня приобретает бренды, а не продукты, поэтому имидж является хозяином на мировом рынке. 

- Искать деньги на свой Голливуд?

- В том числе. Соединенные Штаты достаточно успешно провели в последнее время несколько этапов модернизации. Сегодня они являются несомненным лидером в области информационных технологий. На чем это основывается?

Стоит напомнить, что завоевавший весь мир интернет родился на государственные деньги в рамках заказа министерства обороны США. Специальное управление ДАРПА (Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам) дает рискованные деньги на то, чтобы умные люди думали о будущем, не заботясь о настоящем. Из их разработок отбираются двойные технологии: те, которые нужны собственно государству, и те, которые идут на благо общества, простых граждан.

В США высокотехнологичные программы финансируются государством и государством закупаются. Силиконовая долина в значительной мере была создана с помощью щедрого госфинансирования и специальных мер по защите нарождающихся фирм, чтобы их не затоптали на мировом рынке уже состоявшиеся монстры. Такой подход со временем принес колоссальную отдачу.

Американский рынок дал крен, когда доля японской электроники на американском рынке стала переходить критическую черту. И тут подключилось государство. Никаких эмбарго накладывать не стали. Государство просто стимулировало принятие необходимых мер: был создан государственный концерн, сделаны в сферу электроники достаточно большие вливания, американские компании получили преференции. В общем, методами активного и разумного участия государства в деятельности частного бизнеса был выправлен нужный баланс без всяких административно-запретительных мер.

Это, кстати, касается и ситуации с малым бизнесом, чью роль некоторые иногда преувеличивают. Малый бизнес в смысле инноваций может лишь обслуживать крупный. И в развитых странах все малые высокотехнологичные фирмы группируются вокруг крупных технологических концернов, таких как «Локхид», «Майкрософт» и т.д. Существует пропорция между основным продуктом, который делают эти корпорации, и необходимостью его внедрения в рынок. Это соотношение примерно 1:3. На 1 доллар продукта, который выпускает «Майкрософт», 3 доллара выпускают малые фирмы, которые продукт «Майкрософт» адаптируют. Если у нас таких фирм не будет, то непонятно, вокруг кого они будут образовываться и чей продукт будут доводить до ума, потому что ни одна фирма не найдет, допустим, 8 млрд евро, которые затратила та же шведская автомобилестроительная компания «Сааб» на создание систем управления ресурсами.

Александр Губанов

Фото DEPOSITPHOTOS/PHOTOXPRESS

 

  

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.