Новости экономики и финансов
2413 | 0

Разорит ли ЮКОС Россию?

Разорит ли ЮКОС Россию?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Комитет министров Совета Европы призвал Москву поторопиться с выплатой 1,86 млрд евро, присужденных Европейским судом по правам человека акционерам компании «ЮКОС». Еще большую сумму - 50 млрд долларов - Россия должна юкосовцам по решению Международного арбитражного суда.

Россия, правда, обжаловала вердикт арбитража. Но сомнений в конечном итоге разбирательства нет. Между прочим, с 15 января этого года на подлежащий взысканию полтинник уже начали начисляться штрафные проценты - 1,9 годовых, или 2,6 млн долларов в сутки. То есть за год набежит почти 1 млрд. Однако в этом случае у российских властей хотя бы есть время. На исполнение же решения ЕСПЧ отведено всего шесть месяцев. Срок истекает 15 июня 2015 года. Согласно решению Комитета министров СЕ, до 15 июня Российская Федерация должна предоставить соответствующий план действий, включая «четкие сроки распределения сумм между акционерами» (таковых, кстати, в общей сложности 55 тысяч человек). Теоретически Россия могла бы удовлетворить претензии юкосовцев, но для этого ей пришлось бы потратить более трети нынешнего объема резервных фондов.

Своими мыслями о том, каким может быть исход тяжбы, в интервью «МН» поделился глава Института современного развития, президент Всероссийского союза страховщиков, профессор Высшей школы экономики Игорь Юргенс.

- Игорь Юрьевич, как считаете, будем платить?

- Я считаю, что платить Российская Федерация ничего не станет. Во-первых, будут использованы все возможные юридические процедуры - дело будет всячески затягиваться. Во-вторых, не исключены какие-то закулисные переговоры и мировое соглашение. В обмен на что-то. Правда, вероятность последнего варианта невысока. В числе акционеров ЮКОСа присутствует, например, пенсионный фонд американской армии, а эти люди вряд ли пойдут на мировую. Что меня сегодня больше всего беспокоит? Если та сторона будет жестко стоять на своем, в России найдутся крайние силы, которые заставят нашу страну выйти из соглашений, обусловливающих наше участие в работе международных судов. Некоторые высокопоставленные думцы уже сегодня выступают с призывами покинуть Совет Европы.

- И чем это плохо?

- Это путь в дальнейший обскурантизм, в изоляцию. Не говоря уже о том, что наши граждане будут лишены возможности обращаться в европейские судебные инстанции. Можно привести сотни, если не тысячи, примеров того, как люди пусть и через очень тяжелую, муторную, долгую процедуру, но находили решение своих проблем в Страсбургском суде. Как моральное, так и вполне осязаемое материальное.

- По утверждению исполнительного директора «Группы Менатеп» Тима Осборна, если Россия не выполнит решение арбитражного суда, у компании появляется право требовать ареста любой собственности России на территории любой из стран - участниц Нью-Йоркской конвенции по исполнению международных арбитражных решений.

- Ну, это мы уже проходили с Гаоном (Нессим Гаон, глава скандально известной швейцарской компании NOGA, пытавшейся в течение многих лет взыскать с российских властей компенсацию за расторгнутый контракт. - Ред.). И самолеты, и корабли, и выставки пытались арестовать... Но я не помню, чтобы хоть в одном из этих эпизодов у Гаона что-то получилось. Правда, та тяжба шла на фоне дружественных отношений России и Запада. Понятно, что сейчас она может приобрести другие формы.

- Так может, дешевле было бы заплатить?

- Я только в каком-то страшном сне могу себе представить, что министр финансов России войдет в кабинет президента и скажет: «Владимир Владимирович, давайте заплатим 52 миллиарда долларов по делу ЮКОСа». С моей точки зрения, это абсолютно нереальный сценарий. Конечно, в случае нашего отказа платить и продолжения этой информационно-юридической войны неприятностей будет немало. Тем не менее думаю, что больших материальных потерь Российская Федерация не понесет.

- Насколько справедливыми, по-вашему, являются сами вердикты?

- Я не юрист, поэтому мне трудно их оценивать. Но в целом могу сказать, что национализация активов ЮКОСа по довольно-таки кривой схеме выглядит крайне несолидно. У распыленных по всему миру акционеров ЮКОСа, приобретавших в свое время акции растущей, интересной, успешной компании, есть, несомненно, своя правда. Сколько весит эта правда - другой вопрос.

- Если положить на одну чашу весов выгоды, которые получило государство, инициировав дело ЮКОСа, а на другую убытки, то в каком соотношении, на ваш взгляд, находятся ущерб и прибыль?

- Если мы говорим о сугубо экономической части, то государство, безусловно, выиграло. Речь идет прежде всего о бывших активах ЮКОСа, переданных государственной Роснефти. Но с точки зрения политики Россия многократно проиграла.

Андрей Камакин

Фото РИА «НОВОСТИ»

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.