Сегодня 24 марта 2017 г., пятница, 17:13USD 57.42 -0.0981EUR 61.86 -0.2323
Новости экономики и финансов

Президентские «Илы» - для всей России

17 декабря 2015
hits 2098

В ноябре этого года генеральный конструктор ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» Николай Таликов сообщил о планируемом возобновлении выпуска отечественного авиалайнера Ил-96. Эта новость стала одной из ключевых в новостях мира и России за неделю. 

Производство отечественных авиалайнеров, которые могут составить достойную конкуренцию, как американским «Боингам», так и европейским «Аэробусам», было оставлено в 2013 году. На тот момент специалисты отрасли решили, что шумовой фон лайнера превышает допустимые нормы.

В результате самолеты этого типа сегодня используются только кубинскими авиалиниями и … президентским авиаотрядом. Казалось бы, факт использования Ил-96 президентом страны должен стать лучшим гарантом качества и безопасности полета на этом авиалайнере. Но ситуация в отечественной авиации в последнее время складывалась таким образом, что отнюдь не качество и безопасность перевозок ставили во главу угла. И только последние трагедии, произошедшие с участием американских Боингов, о которых писали все новости и СМИ России и мира, наконец, сдвинули дело с мертвой точки. Стало очевидно – ситуацию нужно срочно менять.

Спасти отрасль

Современная непростая экономическая ситуация в России привела к тому, что буквально во всех отраслях отечественной экономики взят курс на импортозамещение. Достаточно регулярно читать русские новости, чтобы заметить этот тренд. В случае же с гражданской авиацией следует говорить, скорее, о спасении отрасли. Причем, судя по последним событиям, встретившим самый живой отклик в главных новостях мира для русских и зарубежных читателей, шанс на спасение - последний.

Снятие отечественных авиалайнеров Ил-96 с серийного производства в 2013 году стало лишь еще одним следствием тяжелейшего кризиса отрасли пассажирских авиаперевозок в целом, возникшего после серии аварий российских самолетов в 2001-м. Именно тогда премьер-министр России Дмитрий Медведев указал на ненадежность и низкую экономичность российских машин. Тогда об этом писали все новости и СМИ России. В результате владельцы российских авиакомпаний оперативно сменили авиапарк на зарубежные машины, при этом зачастую далеко не «первой свежести». Российские же авиалайнеры, даже не выработавшие свой летный ресурс, были отстранены от полетов.

В итоге имеем что имеем. Новости русского мира уверенно рапортуют: 97% самолетов, осуществляющих сегодня пассажирские авиаперевозки в России, - зарубежного производства. Причем, большинство из них не могут похвастаться «юным возрастом». Так, по данным исследования Forbes 2010 года, средний возраст авиапарка 35 российских авиакомпаний составлял 16,3 года. У 13 авиакомпаний на тот момент средний возраст самолетов превышал 20 лет! Поэтому речь сегодня идет уже не только и не столько об экономической угрозе, сколько об угрозе национальной безопасности.

Валютная кабала

Правда, говорить о моментальном возрождении авиационного гиганта пока рано. При самом позитивном сценарии в ближайшие годы «Ильюшин» сможет наладить только мелкосерийное производство Ил-96, а спустя несколько лет этот показатель достигнет уровня 30-40 дальнемагистральных самолетов в год. Boeing и Airbus, для сравнения, производят порядка 300 самолетов в год, разделив между собой практически весь мировой рынок.

Тем не менее, даже показатель в несколько десятков самолетов позволит нашей стране стать заметным игроком в отрасли и в полной степени удовлетворить хотя бы внутренний спрос на качественные и безопасные авиалайнеры.  Здесь стоит заметить, что за всю историю эксплуатации с самолетом Ил-96 не случалось катастроф и аварий, повлекших гибель людей.

Кроме безопасности авиаперелетов, введение в строй отечественных авиалайнеров отразиться и на стоимости билетов, которые станут дешевле. Ведь оплата зарубежных самолетов, их эксплуатация, поддержание летной готовности, ремонт и плановое обслуживание, а также обучение персонала производится в валюте и напрямую зависит от ее курса. С ростом курса доллара и евро, соответственно, выросли и эти платежи, ставшие для многих отечественных авиакомпаний неподъемным грузом. В результате – серия банкротств, так широко освещаемых в новостях и СМИ России. Такая ситуация была бы невозможна, используй мы авиалайнеры отечественного производства.

История невеликих дел

Безусловно, решение о возобновлении производства отечественных авиасудов - хороший показатель. Но для глобального подъема отечественного самолетостроения и гражданской авиации, которые целенаправленно разваливали на протяжении четверти века, потребуется существенно больше. На текущий момент пассажиропоток гражданской авиации в России составляет порядка 93 млн человек, при этом больше половины из них – за рубеж.

Для сравнения к 1991 году в России перевозили порядка 140 млн. человек, а в США сегодня этот показатель составляет около 800 млн! При этом 94% всех перевозок американских авиакомпаний приходится на внутренние рейсы. Все эти данные свидетельствует о, в целом, неправильной политике нашей страны в авиационной отрасли. Не менее печально обстоят дела и с научно-технологическим потенциалом России, который, как следует из главных новостей мира для русских и зарубежных читателей, с каждым годом становится все скуднее.

 На пути к спасению

Сомнений в том, что Ил-96 сможет поднять отечественное самолетостроение, нет. Более того, по словам Николая Таликова, планируется глубокая модернизация этого лайнера, чтобы он соответствовал всем современным требованиям авиационных гражданских перевозок. И главное сегодня – не упустить этот шанс для российского гражданского самолетостроения. Сейчас у нас есть уникальная возможность для еще одного важного шага на пути возрождения русской цивилизации. Но для этого России жизненно необходима долгосрочная государственная стратегия развития отечественной авиационной отрасли, и спустя несколько лет, возможно, мы, наконец, сможем обеспечить наши пассажирские авиаперевозки безопасными, современными и, что самое главное, отечественными судами. 

Фото Марина Лысцева / ТАСС

Просмотров: 2098
Поделиться
Дмитрий Потапенко: Как потратить свои деньги, решу сам Далее в рубрике Дмитрий Потапенко: Как потратить свои деньги, решу сам


Загрузка...
Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.