Новости экономики и финансов
3456 | 0

Правительство задало автопрому тест на выживаемость

Правительство задало автопрому тест на выживаемость
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В России падают производство и продажи легковых автомобилей, автозаводы проводят массовые сокращения.

В апреле в стране было продано 226,5 тыс. легковых авто, на 8% меньше, чем в апреле прошлого года. Для сравнения: в марте 2014 г. продажи составляли 243,3 тыс. машин. Сокращение производства происходит на всех автозаводах России. Руководство АвтоВАЗа, к примеру, прогнозирует по итогам года 15-процентное падение выпуска легковушек. Такие же примерно цифры и на других предприятиях. Пробуксовка автопрома неудивительна - он страдает вместе со всей экономикой, дела в которой обстоят далеко не лучшим образом. Главная проблема - падение спроса, именно он разгоняет или, наоборот, тормозит конвейер. Спрос же на отечественные авто падает. Как следствие падает рентабельность предприятий, пропадает возможность провести обновление оборудования. Кредиты же кусаются. Например, для кредитов на срок свыше трех лет ставки начинаются от 15% (в США и ЕС в 2-5 раз ниже). Чтобы остаться на плаву, компаниям приходится всячески снижать издержки. АвтоВАЗ объявил о сокращении 7500 сотрудников (около 10% персонала), УАЗ останавливал конвейер на полмесяца. Приостанавливать производство пришлось большинству компаний. Ситуация в автопроме обострилась в связи с отказом правительства финансировать программу льготного автокредитования. Эта программа, напомним, была запущена в 2010 г. и распространялась на машины отечественного производства. С ее помощью в России продавался каждый десятый автомобиль. В декабре прошлого года правительство свернуло программу, исходя из соображений экономии. Хотя, похоже, чиновники плохо разобрались в ситуации. В письме, которое первый зампред думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев направил Дмитрию Медведеву, объясняется, что «при объемах обязательств бюджета в 8,6 млрд рублей доходы федерального бюджета в виде НДС и акцизов с проданных в рамках программы льготного автокредитования автомобилей только в 2013 г. составили порядка 21 млрд рублей». Выходит, льготное автокредитование со стороны государства не просто альтруизм, на самом деле оно ему выгодно. Гутенев также сообщил, что отсутствие поддержки со стороны государства может привести к существенному падению производства легковых автомобилей, резкому сокращению рабочих мест. Исходя из этих соображений, депутат попросил премьера продлить госпрограмму льготного автокредитования для легковых автомобилей. Возможно, послание депутата возымело действие. Во всяком случае вскоре после этого замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов заявил, что с 1 июля правительство готово возобновить программу, но при условии, что в апреле-мае будет зафиксировано ощутимое падение продаж. Каким оно должно быть, чиновник, правда, не уточнил. Что ж, падение произошло (см. начало статьи). Достаточно ли оно для того, чтобы власти бросили спасательный круг тонущему автопрому? Или подождут, пока он погрузится еще глубже?

Борис Невис

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.