Потребительский рынок
4054 | 0

У роста цен закончилась передышка

У роста цен закончилась передышка
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Несмотря на то что российская экономика все еще находится в поисках «дна», этим летом и бизнес, и рядовые потребители почувствовали передышку - цены замедлили рост. Однако передышка была недолгой. Продукты начали новый рост, причем пойдет он теперь более быстрыми темпами.

Если за первое полугодие потребительские цены выросли на 3,2%, то уже в августе органы статистики отметили беспрецедентное для нынешнего кризиса явление - дефляцию. Продовольствие хоть и на мизер, но подешевело. Так, фрукты и овощи в среднем стали стоить меньше на 3,5%, а рыба, куриные яйца, рис и макароны - на 0,1-0,5%. Спасибо агропромышленному комплексу: рекордные урожаи привели к увеличению предложения на рынке.

Казалось бы, вот оно - импортозамещение в действии. Однако производителям все равно выгоднее гнать продукцию за рубеж. Инвестиции в сельское хозяйство, наращивание посевных площадей уже не первый год позволяют отечественным аграриям получать высокие урожаи. За первое полугодие 2016 года объем намолоченного зерна вырос на 26% - до 77,4 млн тонн, валовый сбор картофеля уже на начало августа составил 449,2 тыс. тонн (+15%). О позитивных итогах отчитались и другие производители овощей и фруктов.

Но все это лишь видимость благополучия в отрасли. В последние годы значительно выросли издержки производства, в том числе стоимость посевного материала, удобрений, топлива и электричества, в результате чего многие фермеры сегодня работают с минимальной рентабельностью.

Низкий курс рубля стимулирует крупные хозяйства наращивать поставки за рубеж, поскольку выручка в валюте гораздо выгоднее. В первом полугодии установила рекорд пшеница - ее экспорт вырос в 1,7 раза. Причем выдерживать конкуренцию нашим производителям удается лишь благодаря тому, что цены, по которым поставляется товар, существенно ниже среднемировых.

Фермеры, которые не могут выйти на внешний рынок, сталкиваются с другой проблемой - нехваткой хранилищ для зерна и овощей. Поэтому многие из них уже летом пытались максимально быстро сбыть свою продукцию, чтобы не потерять урожай осенью. Еще и погода усугубила ситуацию - из-за обильных дождей в европейской части страны урожай этого года гораздо сильнее подвержен гниению и порче. Оба эти фактора напрямую приведут к росту цен на злаки и плодоовощную продукцию этой осенью.

Потребителям придется больше тратить на продукты и по другим причинам. В августе цены на нефть стали снижаться под давлением растущего предложения, а вместе с ними и курс российского рубля. По прогнозам аналитиков, к зиме цены на черное золото могут вновь рухнуть до 30 долларов за баррель.

Вслед за этим на потребительском рынке подорожают импортные продукты. А это будет побуждать оте­чественных производителей вывозить еще больше товаров ради экспортной выручки. Замкнутый круг.

Даже если события не будут разворачиваться столь драматично, продовольствие все равно подрастет в цене. Виной тому - дефицит бюджета. Его власти пытаются компенсировать за счет увеличения налогов и усиления административной нагрузки на предпринимателей. Ну а те, в свою очередь, перенесут ее на плечи рядовых граждан.

С конца 2015 года заработала нашумевшая система «Платон», против которой выступали владельцы большегрузов. Начал взиматься экологический сбор на утилизацию упаковки и других товаров. Текущий год тоже был полон нововведений: увеличены акцизы на топливо, налог на недвижимость, введен торговый сбор с предпринимателей в ряде регионов страны.

Но и этого властям кажется мало. Они уже разрабатывают дополнительные сценарии по увеличению налоговой нагрузки.

К худшему стоит подготовиться и отечественному ретейлу. Товары на полках магазинов становятся дороже, ассортимент скуднее, рекордными темпами снижается и покупательная способность населения. Августовское падение реальных доходов россиян Росстат оценил в 8%. А если спрос сокращается, то вместе с ним сокращаются и продажи. Объем розничных продаж пищевых продуктов упал за полгода на 5% к соответствующему периоду 2015-го.

Крупные компании и торговые сети еще держатся на плаву за счет перераспределения расходов и оптимизации ассортимента, а вот организации поменьше, не имея таких возможностей, уходят с рынка. Федеральная налоговая служба фиксирует сейчас самую высокую долю ликвидированных организаций именно в сегменте оптово-розничной торговли - 71% на тысячу компаний. Так что о магазинах шаговой доступности многим россиянам придется забыть.

Екатерина Быркова.

Коммерсантъ/ FOTODOM.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.