Новости экономики и финансов
3448 | 0

По охвату Торговыми сетями мы сильно отстаем от Америки и Европы

По охвату Торговыми сетями мы сильно отстаем от Америки и Европы
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Мы все чаще предпочитаем совершать покупки в крупных торговых сетях. Всегда ли они соответствуют нашим запросам?

Общественная организация АКОРТ - Ассоциация компаний розничной торговли - представляет интересы крупных торговых сетей, или, как говорят специалисты, крупного ретейла. С осени прошлого года президиум АКОРТ возглавляет Илья Ломакин-Румянцев. С ним беседовал первый заместитель главного редактора «Мира новостей», президент Национальной ассоциации издателей Андрей Авдонин.

- Каковы цели и задачи вашей организации? Сколько в нее входит компаний?

- АКОРТ на сегодняшний день объединяет 398 компаний, крупнейших в своих сегментах рынка. Ассоциация появилась тогда, когда мы поняли, что за сетевым форматом будущее, впереди - очень быстрый рост. Рост - это хорошо, но ведь чем он выше, тем больше возникает требующих решения проблем - взаимодействия с государственными институтами, другими участниками экономических отношений, с потребителями. Для того чтобы своевременно выявлять проблемы и предлагать варианты их решения, крупнейшие ретейлеры и объединились в ассоциацию.

НИКАКОГО ДИКТАТА

- Крупная торговая сеть - это и плюсы, и минусы. С одной стороны, современные технологии, с другой - отсутствие личностного контакта с продавцом, присущего маленькому магазину.

- Есть и плюсы, и минусы, хотя, уверен, плюсов больше. Плюс в том, что торговые сети наилучшим образом выдерживают стандарты услуг. Покупатели увидели, что независимо от того, где расположен сетевой магазин - в мегаполисе или провинциальном городке, его торговая площадь устроена по одним и тем же стандартам. Условно говоря, зубные щетки на полке справа от кассы, хлеб при входе или, наоборот, при выходе и т.д. Но самый главный плюс в том, что в любом сетевом магазине вас ожидают одни и те же стандарты качества. Минусы? В каком-то смысле потеря или осложнение человеческих коммуникаций, то, о чем вы говорили. Кое-кто мечтательно вспоминает лавочку зеленщика или дружелюбного мясника, где что-то обязательно подскажут или просто найдут доброе слово для постоянного клиента. Такие магазинчики, лавочки есть и в Европе, и в Америке, но бал там правят крупные торговые сети.

- Если взять в процентном отношении?

- В США и странах Евросоюза процент охвата крупными сетями очень высокий - 75-80% рынка, в России - чуть менее 50%, да и то с учетом региональных, локальных сетей. На долю крупных компаний, входящих в состав АКОРТ, приходится, по разным оценкам, от 22 до 25% рынка. Остальное - более 50% - это маленькие магазинчики, лавки, интернет-торговля, рынки, ярмарки.

- Значит, вы на рынке не доминируете? Для многих наших читателей это будет настоящим открытием!

- Совсем не доминируем. По охвату крупными сетями мы на уровне Турции. Нам, как говорится, еще семь верст топать и все лесом. Знаете, какой самый хороший аргумент в пользу того, что у нас недостаточно развит современный формат торговли?

- Какой же?

- Поставщики считают, что есть определенный диктат со стороны сетей. Если бы этот современный ресурс не был дефицитным, такой вопрос не возникал бы. Никакого диктата бы не было.

КОНТОРА ПИШЕТ

- Недавно вступили в действие поправки в закон о торговле (закон №381-ФЗ). Напомню читателям, что они распространяются только на торговлю продуктами питания, на непродовольственный сектор не распространяются. Эти поправки ограничили размер премий для торговых сетей, так называемых ретробонусов, сократили сроки оплаты за поставленные товары. Многие сочли это актом справедливости, ограничивающим «произвол» торговых сетей. А как бы вы охарактеризовали принятые поправки?

- Помимо частных интересов, мотивов, аргументов в пользу принятия этих поправок сработал очень серьезный фактор - открытость экономики торговых сетей. Многие российские поставщики не нашли, скажем так, правильной траектории входа в торговые сети. А западные вошли в них легко - они же привыкли так работать.

Для многих отечественных поставщиков оказалось сложно соответствовать критериям качества да и количества. Ведь поставлять продукцию в сеть необходимо регулярно, в согласованных объемах. А это не у всех российских поставщиков получается. А тут еще западные технологии вошли в клинч с нашим национальным менталитетом, порой слишком вольно трактующим понятия «добросовестность», «корректность» и т.д.

У нас, как известно, в начале 2000-х расцвела бизнес-коррупция. Поставщики стали договариваться с продавцами - и те и другие себя не обижали. Назовите это как хотите - откатами или личными ретробонусами. Сети же делают процесс открытым, подпадающим под налогообложение. Все это вызвало огромное раздражение на сети как со стороны тех участников рынка, которые привыкли к разного рода уловкам, так и тех лиц, которые их покрывали.

Нужны ли эти поправки? Есть Гражданский кодекс, описывающий взаимоотношения участников торговой деятельности, есть антимонопольное законодательство, наконец, есть закон о правительстве, определяющий жизнедеятельность исполнительного органа власти, в состав которого, в частности, входит Министерство промышленности и торговли, занимающееся генерированием государственных приоритетов в развитии потребительского рынка. Этого, по-моему, вполне достаточно.

ПЛАТА ЗА РАЗВИТИЕ

- Мы уже упоминали термин «ретробонусы», иначе говоря, премии, которые поставщики вынуждены платить сетям за вхождение в них. Почему без них нельзя обойтись?

- Торговая сеть работает с поставщиком, например, сушек пять лет, за эти годы убедилась, что на них есть устойчивый спрос. За пять лет поставщик доказал свою надежность. И вот приходит другой поставщик и говорит: возьмите мои сушки, они лучше. И вот я должен взять их, а прежнему поставщику указать на дверь. Зачем мне это? Потенциальный поставщик мне говорит: давайте я вам возмещу затраты на продвижение своего товара. Я отвечаю: хорошо, готов продавать по той же цене, что и известный мне товар, беру у вас 10 сушек, закупочная цена будет 10 рублей за сушку. Но если я за год продам не 10 сушек, а тысячу, а это уже оптовая партия (оптовые цены ниже розничных), то вы мне вернете с каждой сушки рубль. Это не вымогательство, а всего лишь попытка выстроить экономически правильные отношения, сделав это не под ковром, а открыто, с договоренностью, кто за что платит и кто что за это получает.

- Но ведь и поставщик проверенных временем сушек тоже платит ретробонус. Он-то почему?

- В случае с сушками, которые продаются в одном магазине, он платить не должен. Но если посмотрим на процесс в динамике, то увидим, что сети постоянно расширяют географию. Они вроде бы продают один и тот же товар, но ведь регионы-то уже другие. Это каждый раз меняет издержки, связанные с логистикой, продвижением. То есть все поставщики платят за развитие. И еще: все они хотят попасть на «золотую» полку, а это уже совсем другой уровень продаж. Доплата берется за особый класс. Примерно как авиакомпания по-разному оценивает полеты в эконом- и бизнес-классе. Это же никого не возмущает.

В СЕТЯХ ДЕШЕВЛЕ

- Ваше мнение по поводу сокращения времени оплаты поставленного сетям товара?

- Можно сокращать сроки оплаты, даже заставить платить авансом. Однако надо помнить один экономический закон: деньги сегодня дороже, чем деньги завтра. Значит, сегодня вам просто заплатят за товар меньше, чем заплатили бы завтра. И вообще, что заставляет поставщика соглашаться на условия крупных сетей? У него же есть выбор! Напомню, крупные сети - это пятая часть рынка. Заставляет только одно - экономика. Продавать товар через сетевой канал поставщику выгоднее.

- Бытует мнение, что поправки к закону о торговле выгодны для покупателей, так как способствуют снижению цен.

- К ценам этот закон вообще никакого отношения не имеет. Если бы снижение цен было главной задачей разработчиков закона, они сначала должны были бы сказать большое спасибо крупным сетям, потому что, по данным ФАС и Росстата, в крупных сетях цены в среднем ниже, чем в других форматах торговли. Сети умеют оптимизировать издержки, могут поэтому держать ниже цены, привлекая тем самым покупателя.

- Механизм ценообразования - для нас, покупателей, это как бином Ньютона. Понять, откуда берутся те или иные цифры, невозможно. Многие на чисто бытовом уровне делят цены на честные и нечестные.

- Когда на ценнике написан рубль, а на кассе с вас взяли рубль сорок копеек - это нечестная цена. Но когда вам сказали, что дырка от бублика стоит рубль, и вы столько же заплатили - это честная цена. Никто же вас не заставлял покупать дырку от бублика. Помните притчу? Ходжа Насреддин плыл на корабле, тот стал тонуть. Насреддин взмолился: «Господи, если я спасусь, коня своего продам за динар». Спасся. Надо обет исполнять. Приходит Ходжа на базар и объявляет: «Продаю коня за динар, а кота - за тысячу динаров. Порознь они не продаются». Но и эту цену нельзя назвать нечестной. Это, скорее, маркетинговый ход.

- Кризис, наверное, и по торговым сетям болезненно ударил?

- Доходы населения падают, в результате снижается покупательная способность, люди начинают экономить на всем. С поставщиками стало сложнее договариваться. У них свои трудности, например, из-за системы «Платон» стали дороже перевозки. Однако торговые сети, несмотря ни на какие трудности, продолжают реализовывать приоритеты, сформулированные правительством в прошлом году. На первом месте - удержать необоснованный рост цен, на втором - не допустить снижения качества продукции, на третьем - поддерживать отечественного производителя. На четвертом - добросовестно платить налоги. Кстати, торговля - это 20% ВВП страны, 10% налоговых поступлений, причем львиная доля налогов приходится на крупные сети.

Материал подготовил Игорь Минаев

 

Совет покупателям от Ильи Ломакина-Румянцева:

«Людям кажется, что с помощью разных подходов они экономят средства и покупают наилучшую продукцию. В трех случаях из четырех они ошибаются. Правильный подход - составлять список покупок, исследовать в интернете цены, следить за проведением промоакций, ездить в магазин один раз в неделю».

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.