Отрасли
4041 | 0

Станет ли Россия китайской Турцией?

Станет ли Россия китайской Турцией?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В последнее время тысячи туристов из Поднебесной заполонили улицы Москвы и Санкт-Петербурга. Они ходят большими толпами и страшно шумят. Сметают с полок магазинов янтарь и килограммами покупают шоколад «Аленка». Эксперты гадают, чего ждать от новой китайской экспансии.

Небольшой трехзвездочный отель в центре столицы вот уже год работает по программе China Friendly. Для хозяина это большая удача - участие в проекте, который гарантированно дает загрузку всех номеров. Гости из Поднебесной едут в Россию круглый год, поэтому здесь уже забыли те времена, когда комнаты заполнялись лишь летом. Зимой привередливые европейцы в нашу страну не спешили, а после того как международные отношения изменились не в лучшую сторону, практически забыли дорогу сюда. Маленький отель стал совсем убыточным и, если бы не азиаты, наверное, закрылся бы.

ПАЛОЧКИ ОБЛИЖЕШЬ!

Переориентация на китайский рынок потребовала определенных затрат. Пришлось поменять меню шведского стола. Оказалось, что жителям Азии совершенно непонятно, как можно есть такие продукты, как сыр и масло. Ложки и вилки оставались лежать нетронутыми - первые постояльцы просто не знали, как ими пользоваться. Поэтому они обходили предложенные блюда стороной, а вместо этого распаковывали быстрорастворимые обеды и заливали их кипятком. А так как почти четыре десятка человек делали это одновременно, в гостинице стоял нестерпимый запах. Только после того, как менеджеры срочно закупили китайские палочки, проблема обедов «из пакетика» была отчасти решена.

Шведский стол стал популярен сразу после того, как на нем появились сладкий майонез, сладкий хлеб и даже сладкое молоко. Едят китайцы много, набирают на тарелки гораздо больше, чем необходимо. Они довольно неряшливы. Не убирают за собой, но если об этом попросить, то все сделают как надо.

Все указатели и таблички в отеле теперь переведены на иероглифы, а сотрудники ходят на специальные языковые курсы. Английский здесь давно уже забыли, да и гости его просто не понимают.

«С тех пор, как мы стали работать по китайской программе, пришлось отказаться от европейских туристов», - говорит менеджер Алена Соколова. Слишком разные у них менталитеты. В крайнем случае проживание надо организовать таким образом, чтобы они как можно меньше пересекались. Говорят китайцы много, громко и все одновременно, поэтому соседи по этажу немедленно требуют переселить их куда-нибудь подальше. Китайцы, привыкшие к жизни в больших семьях и коммунах, искренне верят, что все, что находится вокруг, общее, поэтому могут запросто взять чужие вещи или без стука войти в незнакомый номер. Для соседей это выглядит бесцеремонностью и невоспитанностью, для них самих это просто проявление дружелюбия.

«Причины этому - не какая-либо конфликтность китайцев, скорее их национальная открытость, непосредственность, этакая детская бесцеремонность, которая для европейского человека выглядит диковато. Русский на подобную бесцеремонность посмеется, а вот западный человек будет в шоке от того, что границы личного пространства могут быть нарушены против его воли», - рассказывает эксперт по китайскому языку Ксения Нестеренко.

Меж тем к людям других национальностей китайцы относятся с интересом. Правда, они с недоверием и опаской относятся к чернокожим соседям по отелю, стараются избегать контактов с гостями из Африки.

ОТДЫХ В РОССИИ - ЗА СЧЕТ ПАРТИИ

Между тем профессионалы туристической отрасли признают, что сегодня только китайцы приносят им стабильный доход. Глава Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы Владимир Черников сообщил, что в 2015 году количество туристов из Поднебесной, посетивших Москву, перевалило за четыре сотни тысяч человек. «В российской столице гости из Китая останавливаются в основном на 5-7 дней и за поездку в среднем оставляют от 2 до 3,7 тысячи долларов. Всего же в минувшем году китайцы потратили в Москве до 1 миллиарда долларов», - отметил Черников.

Эксперты говорят, что в прошлом году страну в целом посетило больше 1 миллиона туристов из Китая. «Во-первых, курс рубля снизился по отношению к юаню, во-вторых, росту поездок способствует реализация соглашения между нашими правительствами, значительно упрощающего визовые формальности для групповых туристов», - рассказывает исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ» Светлана Пятихатка.

Если раньше в Россию ехали все больше китайские чиновники и другие состоятельные граждане, то теперь в нашу страну отправился пролетариат. После принятия межгосударственного соглашения жителям Поднебесной туристическую поездку оплачивает коммунистическая партия. Чаще всего это многочисленные передовики производства и лидеры крестьянских хозяйств. За счет партии китайские отдыхающие обязаны посетить все знаковые для коммунистов места. Они уже оккупировали музей на Ленинских горах, обязательно приезжают на Красную площадь, а культовым местом для них стал бункер Сталина - не очень известный музей в Измайлове, где демонстрируется система подземных сооружений, в которых должно было прятаться советское правительство в случае ядерной войны.

СОСТАВ ДЕЛЕГАЦИЙ ИЗМЕНИЛСЯ

Столичные отельеры на собственной шкуре почувствовали изменения в составе делегаций. Оказалось, что у передовиков производства, особенно у немолодых, своеобразные представления о гигиене. Они не понимают, зачем мыть руки перед едой, редко используют мыло, душ принимают еще реже. Специалисты турбизнеса говорят, что многие гости приезжают из китайских провинций, где никто не знает, что из крана может течь горячая вода, а слово «душ» просто отсутствует в лексиконе.

При всем этом азиатские гости готовы оставлять в России солидные деньги. Экскурсоводы и продавцы знают, что их очень легко раскрутить на многочисленные покупки даже в самых дорогих торговых центрах.

«Показать свой достаток, красиво швырнуть на прилавок пачку денег - это очень по-китайски», - говорит менеджер отеля Алена Соколова. Она вспоминает, как группа скромных китайских женщин во время прогулки по Москве нырнула в дорогой меховой бутик. И... вынырнула: в руках у каждой был пакет с соболиной шубой. «Вероятно, они оставили там весь семейный бюджет, но выглядело все очень эффектно», - утверждает Алена. Кстати, больше всего китайцы любят шоколад «Аленка», который скупают в огромных количествах, а главным российским сувениром считают прибалтийский янтарь.

При всех сложностях работы с азиатскими гостями все больше туроператоров вступают в программу China Friendly и переориентируются исключительно на китайский рынок. Требования к ним жесткие. К сотрудничеству с туристами из Поднебесной допускаются только члены международных и национальных ассоциаций, способные предоставить письма-рекомендации от китайских партнеров. Обязательное условие - наличие сотрудников, владеющих китайским языком. Но российские компании все равно рвутся на это направление - сегодня только здесь можно получить гарантии стабильной и немалой прибыли.

Наталья Пуртова

Фото PHOTOXPRESS/А. Кулебякин

 

КСТАТИ

Жителям Поднебесной туристическую поездку оплачивает коммунистическая партия. Чаще всего это передовики производства и лидеры крестьянских хозяйств.

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.