Новости экономики и финансов
2893 | 0

Обманка на прилавке

Обманка на прилавке
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Когда продукция пользуется повышенным спросом, рано или поздно на ней захотят заработать недобросовестные конкуренты. И если уж  не грубо «передрать», то хотя бы ловко под нее «замаскироваться». Страдают от этого как честные производители, так и покупатели.

Вывести нарушителей на чистую воду сложно, но можно. Вот последнее нашумевшее дело. Наряду с полюбившимися россиянам конфетами «Левушка» на прилавках магазинов появились почти не отличимые от них конфеты другой фабрики.

«Как правило, компания узнает о возникновении проблемы по снижению объемов продаж товара. Так случилось и с конфетами «Левушка». Они пользовались повышенным спросом у потребителей, и вдруг производитель увидел спад продаж. Оказалось, что на рынке появилась похожая серия. В качестве базовых цветов упаковки конкуренты выбрали привычные цвета конфет «Левушка», - рассказал корреспонденту «МН» юрист Дмитрий Серегин, советник юридической фирмы «ЮСТ», патентный поверенный РФ, который вел это дело.

После ряда контрольных закупок в нескольких регионах России, сбора данных о товаре и обсуждения его качества на различных интернет-ресурсах материалы ушли в Федеральную антимонопольную службу, которая в итоге встала на защиту производителя «Левушки». В основу доказательств было также положено исследование Института социологии РАН, которое показало, что значительная часть потребителей элементарно путала продукцию двух производителей.

Справка «МН»:

По данным ФАС России, ежегодно антимонопольные органы рассматривают около 150 дел о недобросовестной конкуренции, связанной с введением потребителей в заблуждение.

Для потребителя часто очень важно, кем произведен товар, его цена, условия гарантийного обслуживания и т.п. «Как правило, именно этим и пытаются манипулировать недобросовестные компании», - отмечает Дмитрий Серегин.

Это может быть прямой обман - когда на упаковке товара размещается ложная информация. А может быть умолчание - производитель не врет открыто, но и не предоставляет потребителю полную информацию. Или, например, скрывает ее на той стороне упаковки, куда потребитель обычно не заглядывает.

Есть и другие уловки: используется нечитаемый мелкий шрифт или еле заметный цвет букв. Еще вариант, похожий на случай с конфетами «Левушка», - когда производитель имитирует упаковку того товара, который пользуется спросом. Мы не глядя хватаем знакомый продукт и уже дома обнаруживаем, что купили совсем не то.

Бывает имитация и другого рода - с названием товара: в нем заменяются одна-две буквы или используется похожее по звучанию, но все же другое слово. Особенно часто таким обманом грешат производители продуктов питания и стройматериалов.

«Кроме того, в практике встречается так называемое паразитирование, когда недобросовестная компания опять же копирует название или оформление упаковки чужого товара для выпуска собственной продукции, - рассказывает наш эксперт. - Например, ФАС России признала недобросовестной конкуренцией продажу кожгалантерейных товаров под обозначением VASHERON. Вряд ли, конечно, потребитель мог принять кошелек VASHERON за часы известной марки Vacheron Constantin, однако ассоциации с именитой швейцарской фирмой были очевидны. И покупатели подсознательно велись на это название».

Иногда участники рынка используют так называемый патентный троллинг. Предположим, что какая-то компания удачно «выстрелила» с новым товаром - и тут как тут появляется... правообладатель. Это происходит, когда фирма регистрирует какое-либо популярное слово в качестве товарного знака, но не использует его, а сидит «в засаде». Когда производитель по незнанию выпустит товар с тем же названием и объем продукции достигнет размаха, как черт из табакерки выскакивает хозяин запатентованного слова и требует компенсации.

Иногда компания сама вообще ничего не производит, а решает зарабатывать на товарном знаке. Доходит до курьезов. История середины 90-х годов прошлого века - классика жанра. Тогда был зарегистрирован товарный знак «пейджер», хотя это слово, как все помнят, широко использовалось в качестве обозначения устройства связи. Но, к счастью, наварить владельцам официального патента на  производителях пейджеров не удалось: в судебном порядке регистрация знака «пейджер» была аннулирована.

От всех этих махинаций и манипуляций производитель оригинальной продукции, конечно, терпит убытки. Но страдает и потребитель, даже если он способен отличить имитацию от оригинала. Почему? Потому что товару наносится репутационный вред. Психологический механизм таков: сначала у покупателя формируется отрицательное отношение к некачественному товару-подделке, а затем оно подсознательно переносится и на оригинальный товар. Как говорится, ложки нашлись, но осадочек остался.

ЗАКОНА ЖДАЛИ 25 ЛЕТ

В январе 2016 года вступают в силу поправки к закону «О защите конкуренции». До этого в вопросах защиты от недобросовестных производителей мы пользовались правовыми нормами еще 1991 года, которые, мягко говоря, не учитывали новых реалий.

Во-первых, в закон удалось включить прямые запреты на использование слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный». Законодатели решили, что делать такие заявления, не указывая конкретных характеристик товара, по которым он лучше других, необъективно.

Во-вторых, теперь нельзя будет копировать или имитировать внешний вид товара, который производится конкурентом. То же самое относится к упаковке, этикетке, наименованию, цветовой гамме, фирменному стилю в целом (в совокупности фирменной одежде, оформлению торгового зала, витрины).

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ПОДДЕЛКИ?

  • Внимательно читайте информацию, размещенную на упаковке товара, даже если вы привыкли покупать товар в одной и той же обертке на протяжении нескольких лет. Проверять необходимо и название товара, и его производителя (не говоря уж о сроке годности).
  • Любые отклонения от привычной упаковки должны насторожить. Иногда изменения вносятся самим производителем оригинального товара, но о ребрендинге он обычно сообщает заранее.
  • Если потребитель обнаружит подделку, лучше всего ему проинформировать производителя оригинального товара. Далее уже сама компания должна взяться за защиту от недобросовестной конкуренции - обратиться в суд или антимонопольные органы. В зависимости от ситуации потребитель также может защитить свои права через Роспотребнадзор.

Марина Лепина

Карикатура А. Хорошевского 

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.