Новости экономики и финансов
4934 | 0

О, боги! Что за налоги!

О, боги! Что за налоги!
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Власть не устает нас пугать введением новых или увеличением старых налогов. Но погодите роптать: мировая практика в этой сфере полна столь драконовских и абсурдных примеров, что на их фоне российское налоговое законодательство выглядит самым щадящим в мире.

НУ - ЗА МИР!

На заре человечества правители собирали налоги разве что в военное время либо на неотложные государственные нужды. А вот в наши дни, когда по всему земному шару полыхает множество региональных войн и конфликтов, в Гвинейской Республике действует «налог на мир». Его размер в пересчете на наши деньги составляет около четырех рублей в год. Копейки? Но и зарплата в Гвинее мизерная. Примерно то же самое делали английские короли в XIV веке - только назывался тот налог «на жизнь». Облагались им все жители королевства - от новорожденного до глубокого старика.

А бывали и «налоги на смерть». У древних шумеров родственники не могли похоронить «ушедшего к богам», пока не был уплачен соответствующий налог.

На территории средневековой Англии с 1100 по 1135 год существовал уникальный «налог на трусость». Его собирали как с рыцарей, так и с простых военнообязанных, не желавших воевать за короля. В самом деле, зачем проливать кровь и рисковать жизнью в многочисленных, порой бессмысленных войнах, если можно откупиться? Когда этот налог подскочил на 300% и его начали собирать даже в мирное время, «трусы» взбунтовались. Итогом беспорядков стало принятие Великой хартии вольностей, которая сдерживала произвол короны.

ТУРКИ ПОКАЗАЛИ ЗУБЫ

В России, напомним, один из самых знаменитых абсурдных налогов был «налог на бороды». Его ввел Петр I, как говорят, по подсказке своей любовницы Анны Монс. По указу царя дворянин платил за ношение бороды 60 рублей, купец - 100 рублей, рыночный торговец почему-то приравнивался к дворянину (его борода стоила тоже 60 рублей), рядовой холоп - 30 рублей. Лишь крестьяне могли носить бороду бесплатно, но только у себя в деревне. При выезде из нее без посещения цирюльника с них взимали одну копейку. Но бороду, желая сэкономить, можно и сбрить. А вот что делать с глазами? В Башкирии при Петре же существовал «налог на цвет глаз». Сероглазые платили четыре копейки, кареглазые - шесть. Чем объяснялась такая дискриминация людей с темными глазами, история умалчивает.

Не менее странно выглядел «налог на уши», введенный в 1926 году в Тибете. Правивший этим горным краем далай-лама к уже существующим полутора тысячам (!) налогов решил добавить налог на ношение... ушей.

Наглее же всех оказались чиновники Османской империи. Однажды они осознали, что обильное потребление восточных сладостей и жареных мясных блюд ведет к ускоренной порче зубов. А услуги турецких, впрочем, как и любых других дантистов кусались. Раскошеливаться, как всегда, пришлось простому народу: в стране ввели «налог на износ зубов» государственных служащих.

В наше время власти китайского города Тяньцзинь решили бороться за нравственность, запретив гражданские браки. С 1996 года все молодые люди, которые хотят жить вместе, не оформляя отношений, платят налог в тысячу юаней в год (более 6 тыс. рублей).

СОБАЧЬЯ ДОЛЯ

Когда недавно в крупных городах России собаководов стали призывать, а то и понуждать административными методами убирать на улице за своими питомцами, собаководы в большинстве своем «не поняли юмора»: мы ж не в Европе! Увы. В Европе это норма. А в некоторых странах Азии только за владение собакой приходится выкладывать приличные деньги. В Пекине начиная с 1995 года власти в рамках борьбы с излишками четвероногих ввели «налог на собак». Заведя домашнего питомца, жители китайской столицы сразу выкладывают пять тысяч юаней, затем ежегодно - по две тысячи. Деньги, кстати говоря, очень существенные даже для китайской семьи среднего достатка.

Более изобретательно к владельцам животных подошли налоговики Скандинавии. В Швеции «собачий налог» увеличивается по мере роста самого животного. В Норвегии же налог «привязан» к длине хвостатого. Для японцев, держащих собак, налог составляет 20 долл. ежегодно.

Одним из самых варварских налогов, связанных с животным миром, следует признать «налог на воробьев». В конце XVIII века в земле Вюртемберг в Германии местный герцог, разгневанный регулярным уничтожением посевов воробьями, потребовал от подданных нетерпимого отношения к пернатым. С 1789 года каждый житель герцогства должен был предъявить дюжину убитых воробьев. За это он получал от властей шесть крейцеров. Если же человек не мог представить убитых птиц или не хотел участвовать в истреблении «малых сих», то должен был выложить 12 крейцеров.

ТЕНЕВЫЕ ДОХОДЫ

Налог на пользование общественным туалетом действует в Венеции с конца прошлого века. Однако этого венецианским властям показалось мало, и они ввели «налог на тень». Владельцы всех магазинов, кафе и ресторанов, чьи здания из-за козырьков и навесов бросают тень на коммунальную землю, должны платить дополнительный сбор. И это не шутки. Венецию ежегодно посещает больше десяти миллионов туристов, ради которых и работает вся эта инфраструктура.

Ровно один евро в день должны платить все туристы, пожелавшие понежиться под солнцем на Майорке, Ибице или Менорке. Предполагается, что достаточно крупная сумма сбора (до 70 млн долл. в год) пойдет на благоустройство островов и очистку пляжей.

Кстати, о туристах. У путешественников, посещающих старинные города Европы, вызывают удивление живописные замки, в которых непропорционально огромное количество окон, и тут же - мрачные узкие улочки городов с домами практически без окон. В чем дело? В налогах! В Великобритании в 1699 году был введен «налог на окна». За каждый дом хозяин платил по два шиллинга в год и добавлял по четыре шиллинга, если в доме оказывалось больше десяти окон плюс четыре шиллинга за каждый следующий десяток. Неудивительно, что горожане стали экономить на окнах. В Эдинбурге появился даже целый квартал с глухими стенами. Зато богатые владельцы замков считали особым шиком посостязаться в количестве окон. Отменили этот драконовский налог лишь в середине XIX века!

Звучит фантастически, но даже Наполеон вводил аналогичный налог во Франции в 1798 году, обложив поборами кроме окон еще и двери.

А уж средневековые горожане платили практически за все! Например, еще византийский император Никифор I ввел «налог на очаг». Его начинание в 1662 году поддержали все те же англичане, потребовав у населения два шиллинга за каждый очаг в доме. Люди пытались было маскировать свои трубы, но налоговые инспектора тех лет обходили комнату за комнатой, ища спрятанные печки.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Казалось бы, уж творческие-то люди, всегда гордящиеся своей внутренней свободой, должны быть свободны и от поборов? Куда там... В Мексике художники при отсутствии денег могут рассчитываться с государством картинами, скульптурами или любыми другими предметами искусства. Интересно, что стоимость идущего в уплату налогов оценивается специальной комиссией и в случае действительной ценности выставляется в государственных музеях.

Дмитрий Соколов

Карикатура А. Хорошевский

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.