Новости экономики и финансов
12395 | 0

Невидимые улучшения в экономике

Невидимые улучшения в экономике
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Федеральные чиновники, год назад утверждавшие, что кризиса в России нет, сегодня заявляют, что он проходит - «есть позитивные сигналы в экономике». Какие? И почему люди, живущие в регионах нашей страны, их не улавливают?

Крупные фигуры из правительства РФ стали чаще выступать перед журналистами. Правда, количество корреспондентов в стране поубавилось - более 65 тысяч из 300 тысяч сотрудников российских СМИ в этом году потеряли работу. Экономистов уже не возмущают радужные прогнозы кремлевских чиновников. Мысли заняты другим: 70 тысяч из них в 2015-м отправились на биржи труда. Так что опусы от главы Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева: «Кризиса у нас нет» и первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова: «Проблемы в экономике связаны с низким общественным сознанием» - доходят до населения городов и сел без пояснений и комментариев - в первозданном виде. А без «переводчиков» гражданам и гражданкам не все понятно.

Например, зачем господин Улюкаев говорит о том, что страна выбралась из кризиса, когда граждане месяцами едят одну картошку: жареную, печеную, отварную. На мясо и фрукты денег нет. А еще нет зарплаты за 4-5 месяцев и заначек на черный день. Почему господин Шувалов называет нынешнюю бюджетную политику стабильной, а государственное администрирование качественным, тогда как аудиторы Счетной палаты РФ констатируют, что у федерального центра отсутствуют четкие планы, «финансовая помощь регионам со стороны государства непредсказуема, а ее объем не имеет объективного и достоверного обоснования». Это что же? Они там, в правительстве, не глядя миллионы распыляют? В Крым или в Чечню впрыснули, а на Смоленщину и Хабаровский край не хватило?

Если все в России, выражаясь языком шоумена Нагиева, чики-пуки, то отчего людям так плохо? По данным РАНХиГС, за последние полгода количество пессимистов, ожидающих ухудшения экономической ситуации, увеличилось до 34%, а оптимистов в регионах стало на 7% меньше.

СТРАНА МЕШКОВЫХ И КУЗНЕЦОВЫХ

Слушая, как чиновники рассказывают о выходе страны из кризиса, жительнице Воронежа Татьяне Мешковой хочется узнать, о какой стране идет речь. В ее стране она живет с тремя детьми на 12 тысяч рублей в месяц. Мужа похоронила год назад, а тут еще безденежье и безработица. Младшему ребенку Татьяны - год, старшей дочери - 12. Девочка в октябре, по первому снегу, ходит в школу в легких кедах - ее мама не может накопить на обувь. 8 тысяч рублей уходит на оплату съемной квартиры - своего жилья у семьи нет, в стране Мешковых его непросто купить. Татьяна и ее дети питаются тем, что дают добрые соседи и родственники, - кто-то приносит овощи с огорода, кто-то гречку и манку из магазина.

В стране Александра Кузнецова тоже все стабильно. Стабильно плохо. Он живет в Вологде, год назад развелся с женой, алименты двухлетней дочери Ксении отдает выращенными на даче овощами и копейками, заработанными на случайных шабашках. По закону он должен отдавать супруге 16 тысяч рублей в месяц, но его уволили с работы - попал под сокращение.

Александр может быть токарем, плотником, крановщиком, монтажником, только сейчас не многие предприятия платят людям за труд. «В начале года я зарабатывал 20-25 тысяч рублей в месяц, - вспоминает Кузнецов, - а теперь стараюсь задарма. Летом устроился на пилораму на 15 тысяч рублей. Спрашиваю у мужиков: «Зарплату получали?» Оказалось, набирают народ вроде как на испытательный срок, а через месяц увольняют. Без денег. Пошел на рыбный склад грузчиком. Заработал 10 тысяч, и вот опять на улице. Снова обиваю пороги, заполняю анкеты».

На рыбном складе Александр работал неофициально - без договора. Чтобы отчитаться перед судебными приставами о причинах задолженности по алиментам, Кузнецову надо собирать расписки. «А потом налоговая наедет - почему не платил подоходный. И биржа труда: «Зачем даем тебе тысячу рублей в месяц?» Никого не волнует, что постановил суд и сколько я должен дочери».

ТРУДНЫЕ РЕЗЕРВЫ

В стране, о которой Шувалов, Улюкаев и иже с ними, вероятно, ничего не знают, введен режим жесткой экономии, режутся региональные бюджеты, которые и без того за 2009-2015 годы сократились в четыре раза. Прибыль даже самых солидных налогоплательщиков областей и республик упала в полтора-два раза. Реальные доходы населения во многих городах сократились на 3-4%, и при этом увеличились суммы обязательных платежей. 25 регионов России существенно снизили расходы на образование, 11 - на здравоохранение. Однако Министерство финансов РФ продолжает требовать от губернаторов: «Добивайтесь, чтобы в 2016 году в бюджетах расходы не превышали над доходами 10%».

Примерно неделю назад заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по бюджету и финансовым рынкам Владимир Петров предложил назначать дотации тем регионам, которые будут отдавать федеральному центру свыше 50% собственных доходов. Интересно чем? Компостом. Гениально: годами уничтожать сельское хозяйство и промышленность, добивать малый бизнес и ждать прибыли из ничего.

«При распределении финансов между субъектами Федерации нет справедливости и системности, - замечают аудиторы Счетной палаты РФ. - Бюджетным кодексом не определен порядок предоставления дотаций и межбюджетных трансфертов. Отсутствуют результаты работы Минфина РФ по повышению эффективности управления государственными и муниципальными финансами».

Коми, Омская и Иркутская области готовятся к тяжелому 2016 году - снижаются поступления в региональные бюджеты из разных источников, включая налоговые (на прибыль и землю, НДФЛ). Растут суммы просроченных задолженностей предприятий по зарплате.

МЕЖДУ ТЕМ 
Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина оценил регионы по степени экономических и социальных рисков. В число самых неблагополучных вошли Коми, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Нижегородская, Псковская, Астраханская, Кемеровская и Ивановская области.

В Карелии и Волгоградской области увеличивается армия безработных и сокращается численность населения. Благополучие убивает? Кстати, население Карелии недавно попробовало участвовать в планировании регионального бюджета - посоветовало местным чиновникам уволиться. Их там 211 человек на 10 тысяч жителей, на содержание аппарата республика тратит по миллиарду рублей в год. Люди собирают подписи под обращением к депутатам Заксобрания и призывают их провести системный анализ эффективности работы государственных и муниципальных органов власти.

В Самаре, Барнауле, Курске и Владивостоке «позитивные сигналы» российской экономики не улавливаются. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев их слышит и видит, а рядовые налогоплательщики - нет.

БОЛЬШИЕ ГОРОДА - БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аналитики РАНХиГС наблюдают, как в России растет неудовлетворенность граждан ухудшающимися социальными и экономическими условиями. 70% жителей больших городов так или иначе затронуты кризисом. Снижение доходов населения зафиксировано в 67 регионах. Доля населения, денежные доходы которого недотягивают до величины прожиточного минимума, составила 15,1%. И, по мнению экспертов, в 2016 году риски бедности населения возрастут.

У первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова другой взгляд на ситуацию. Во время недавних Гайдаровских чтений он заявил, что кабинету министров удается удержать стабильность, иначе «мы бы уже жили в полном маразме». А мы не в нем живем?

Материал подготовили

Анна Бессарабова, Наталья Михайлова, Елена Миннибаева, Елена Саркисова

Фото М.Кирьянова

  •  КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Доктор экономических наук Елена Ведута:

«Сегодня Россия увлечена исключительно монетарными методами, не имеющими никакого отношения к реальной экономике. Правительство озабочено тем, как сохранить стабильность рубля (хотя это от него практически не зависит), как собрать и поделить бюджет между разными проектами. При этом планирования, расчетов, производственных цепочек нет. Каждый регион сам за себя. Нужен единый план действий. Нужна новая идеология: Россия - это единая производственная система, предполагающая скоординированные действия всех регионов и отраслей. И как бы на площадях политики ни кричали о величии страны, факт налицо: под их крики мы продолжаем двигаться вниз.

На данном этапе федеральным и региональным чиновникам стоит прислушаться к отечественным производителям, понимающим, что такое технологические цепочки, как работают заводы и что нужно для развития и модернизации».

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.