Новости экономики и финансов
4737 | 0

Не место для печати

Не место для печати
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

По вине властей в Москве может исчезнуть до 25% газетных киосков, в Петербурге, Челябинске, Самаре, Перми – до 30%. В других крупных городах ситуация аналогичная. Распространители прессы взывают о помощи.

До 2000-х годов количество ларьков печати в России росло, а начиная с 2004 г. упало с 42 до 31 тыс. Основной удар по индустрии нанесли в последние два года, и в результате продажи за последние четыре года упали на 40%. Чисто экономические причины усугубились странными инициативами чиновников. Сразу в нескольких крупных городах десятки газетных ларьков не вошли в новые схемы размещения нестационарных торговых объектов. В Саратове едва ли не каждый четвертый газетный киоск пал жертвой перевода уличной торговли в супермаркеты. По данным Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП), сносили саратовские палатки без суда, зачастую – по ночам и вместе с товаром.

«Заменить ларек супермаркетом невозможно. Чиновники просто не понимают, как устроена торговля прессой, – говорит президент АРПП Дмитрий Мартынов. – Человек не ходит в супермаркет каждый день, а ежедневные газеты выходят каждый день. И разные еженедельники тоже выходят в течение всей недели».

До последнего времени Москва была своеобразным оазисом, где газетные ларьки почти не трогали, особенно если сравнивать с другими объектами мелкорозничной торговли. Киосков печати, впрочем, все равно маловато. Не то что до европейских нормативов – даже до собственных, московских, не дотягивают. Должно быть 10 кв. м торговой площади на тысячу человек, в среднем же по городу – 3 кв. м. Из 123 районов старой Москвы только три соответствуют нормативу: Тверской, Красносельский и Северный. А вот в Северном Медведкове, оказавшемся в самом конце списка, всего 10 ларьков печати на весь район. И вот этим – и без того дефицитным – киоскам вскоре грозит серьезное сокращение. Может исчезнуть почти каждый четвертый московский киоск печати.

«Сейчас в городе планируют построить десятки транспортно-пересадочных узлов, и все ларьки в радиусе 200 метров подлежат ликвидации, – рассказывает председатель правления АРПП Александр Оськин. – В том числе и киоски печати. Это примерно 500 объектов по торговле прессой, включая лотошников, причем это самые оборотистые точки. Через них, по разным подсчетам, реализуется от четверти до половины всей продаваемой в Москве печатной продукции. Снос уже начался: недавно возле Курского вокзала резали киоск прямо на глазах владельца». Спрашивается, где еще газету читать, как не в дороге? Но чиновникам этого, видимо, не понять. Они общественным транспортом не ездят.

Большим ударом для отрасли станет готовящийся «антитабачный» закон. Наличие сигарет в киоске печати не только само по себе приносит деньги, но и привлекает людей, увеличивая продажи газет и журналов в 1,5 раза.

«Запрет на торговлю табаком уничтожит треть объектов в Москве и как минимум 30% киосков в Санкт-Петербурге, – уверен Александр Оськин. – Надо понимать, что это не борьба с курением, а борьба крупного ритейла с мелкой розницей за 2,7 трлн. рублей прибыли в год».

Распространители газет и журналов обратились в Госдуму с предложением разрешить продавать сигареты тем ларькам, в которых не меньше половины ассортимента приходится на печатную продукцию. Предприниматели приводят в пример аналогичный итальянский закон, призванный поддержать на плаву торговцев прессой в тяжелой экономической ситуации, наделив их эксклюзивным правом на продажу табака. А наши чиновники могли хотя бы перестать сносить ларьки печати, где ни попадя. Если, конечно, мы хотим остаться читающей страной.

Антон Никитин

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.