Новости экономики и финансов
3179 | 0

Налог за вредность

Налог за вредность
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Депутаты Госдумы предложили обложить дополнительным налогом производителей вредных продуктов. Казну эта мера пополнит, а вот покупателю, скорее всего, повредит.

Так «совпало», что одновременно с депутатской инициативой Россельхознадзор озвучил следующие цифры: 78% сыра и 58% сливочного масла являются фальсификатом. Вместо натуральных молочных продуктов львиную долю в них составляют пальмовое масло и прочие растительные жиры.

Резкое падение качества продуктов связывают с введением продуктового эмбарго: сыр и масло из Европы ввозить теперь нельзя, а то же пальмовое масло - пожалуйста. Вот и начал наш производитель «наращивать производство», выпуская молочку из импортного растительного сырья. В первом полугодии импорт пальмового масла вырос на 64%.

Причем если на Западе техрегламенты разрешают использовать в пищевой промышленности только пальмовое масло высшего сорта, то в России - какое угодно. И завозят в итоге самое дешевое, которое действительно полезным не назовешь.

По подсчетам самих депутатов, в разряд вредных попадут до 70% продуктов, стоящих на полках магазинов: 90% бутилированной воды, 60% рыбы, 75% мясопродуктов. Не обойдут налогами и картошку с макаронами. Да в чем у нас только не находят «трансжиры, фталаты, пестициды, антибиотики, добавки, которые запрещены в Европе и которые  у нас еще активно применяются», перечисляет председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.

Введя налог 10% на «вредные» продукты, депутаты на словах надеются образумить производителей. На деле же выгоду получит только бюджет, считают эксперты рынка.

«Применение тех же консервантов и растительного масла удешевляет сыр в 3-4 раза, а налог всего 10%! - обращает внимание на ущербность логики законотворцев гендиректор компании по производству заквасок для кисломолочных продуктов Валерий Золотухин. -  Какой же смысл производителю отказываться от вредных компонентов? К тому же у многих производителей просто нет другого выхода - молочный продукт с консервантами проще перево-зить, он может храниться год, а не две недели. Производителю приходится работать с сетями, а сети по истечении 70% срока хранения заставляют производителя брать нереализованный продукт обратно. Производитель пытается продать его по другим каналам - на рынке, в рестораны, которые, кстати сказать, берут даже просрочку: после истечения срока годности продукты некоторое время еще съедобные, то есть плохо они не пахнут».

Депутаты между тем ссылаются на опыт западных стран. Действительно, в Европе и США давно введен налог на вредные продукты. Но он касается всего 5% продуктов (с большим содержанием жира и сахара), а не 70%, как у нас. Что же касается продуктов с «пестицидами, нитратами и антибиотиками», которые собираются обложить налогом в России, то на Западе такие продукты просто запрещают. С этого года, например в США, нельзя продавать продукты, содержащие трансжиры.

В России в 2008 году ввели полный запрет на молоко, в котором санитарные службы «ловили» антибиотики. Но потом, по словам Павла Шапкина, депутаты всех четырех фракций проголосовали за то, чтобы антибиотики снова разрешить. В отношении четырех антибиотиков - левомицетина, стрептомицина, пенициллина и тетрациклина - были установлены предельные допустимые нормы. Но антибиотиков-то существуют десятки, и они никак не регламентированы!

По оценкам маркетологов, налог приведет только к новому витку роста цен. Причем, как это обычно бывает в России, чем беднее гражданин, тем больше вынут из его кармана. Ведь именно бедные и покупают самые дешевые, а стало быть, и самые вредные продукты.

«За всеми производителями товаров, которые могут быть отнесены к вредным, стоят транснациональные корпорации, - напоминаетмаркетолог Дмитрий Сендеров. - В Венгрии налог на вредные чипсы уже отменили, в Дании отменили налог на жирные продукты. Никакого снижения потребления вредных продуктов налог не принес».

Некоторые связывают идею нового налога с большой политикой. Вот, дескать, возьмут и обложат налогами «вредный» гамбургер из «Макдоналдса» и «вредную» пепси-колу!

«Но если мы введем налог на пепси, то придется вводить налог и на квас. А вот кока-кола лайт, например, не попадает в список вредных», - говорит Сергей Ракша, исполнительный директор компании «Правда о еде».

Теоретически оштрафовать нерадивого производителя можно на 100 млн рублей, но судебная практика иная: средний штраф - 6 тысяч. Ну и какие выводы должен сделать недобросовестный производитель?

Аделаида Сигида

Фото PHOTOXPRESS

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.