Сегодня 25 мая 2017 г., четверг, 17:29USD 56.07 -0.2042EUR 63.01 0.0913
Новости экономики и финансов

Хорошо забытое старое

28 августа 2013
hits 1069

Когда правительство объявило о повышении цен на услуги ЖКХ, вся страна замерла в ожидании. Никто толком не знал, какие суммы теперь будут напечатаны в платежках и насколько сильно они ударят по семейному бюджету. Чтобы предотвратить конфликты, Общественная палата РФ открыла специальную «прямую линию» по этому вопросу. Корреспондент «МН» выяснила, как она работает, на что жалуются россияне и чем общественники могут им помочь.

...На первый взгляд «прямая линия» - это маленький колл-центр, расположенный на четвертом этаже Общественной палаты (ОП). Звонки принимают одновременно шесть человек - они сидят за пластиковыми перегородками в наушниках и с микрофонами. Но когда все одновременно начинают говорить, находиться в этой комнате становится тяжело. Девушка справа громко объясняет какой-то старушке, что выкрученная лампочка в подъезде никак не может повлиять на стоимость электроэнергии, слева оператор убеждает клиента не обращаться сразу с жалобой в прокуратуру, а для начала выяснить отношения в управляющей компании, где-то рядом идет подсчет того, на сколько процентов повысились тарифы ЖКХ в платежке позвонившего человека.

К СВЕДЕНИЮ!
Рост платежей в Москве носит характер не увеличения тарифов, а появления каких-то непонятных перерасчетов. В едином расчетном центре никаких объяснений не дают. Теперь этим делом занимается Общественная палата.

И так целый день. «Прямая линия» работает только с 1 августа, а позвонили сюда уже несколько тысяч человек. Точную цифру назвать никто не может: фиксируются только жалобы, принятые к рассмотрению, то есть исключительно те, что касаются повышения тарифов. Их больше тысячи - все известные в ОП случаи, когда суммы в платежках неоправданно зашкалили за положенную цифру.

Вычислить эту цифру непросто, даже несмотря на то что президент России Владимир Путин предельно ясно обозначил задачу: за год тарифы не могут повыситься более чем на 6%. Но увеличение стоимости коммунальных услуг за июль при этом может составить 12%. Вот и разбирайтесь как хотите...

В столице своя беда. «В этом году из-за указа президента рост платежей в Москве носит характер не увеличения тарифов, а появления каких-то непонятных перерасчетов, происхождение которых никто объяснить не может», - рассказывает Александр Козлов. Он показывает копию квитанции, которую прислала москвичка, проживающая на Ухтомской улице. Тарифы там проставлены верно. Но в графе «перерасчет» появились невесть откуда взявшиеся цифры - в общей сложности 1500 рублей. В едином расчетном центре хозяйке квартиры сказали, что так посчитала автоматика и никаких объяснений они давать не собираются. Теперь этим делом занимается Общественная палата.

Эту «арифметику» нам объясняет эксперт комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов. В его компьютер занесены все те случаи, где нарушения явно требуют вмешательства специалистов.

Недавно позвонил человек из Набережных Челнов. В последнее время он платил за услуги ЖКХ 5500 рублей в месяц, теперь коммунальщики хотят от него 6300. Оказалось, что такое подорожание произошло из-за стоимости горячей воды - она резко подскочила на 20%. Эксперты Общественной палаты послали официальный запрос местным властям с просьбой объяснить причину.

Буквально на днях пришла жалоба из Тольятти - обратившийся на «прямую линию» человек обнаружил, что сумма в его платежном документе за месяц увеличилась почти на 3 тысячи рублей и это явно намного больше положенных 12%. Теперь он просит выяснить, почему это произошло.

Звонит женщина с простым, казалось бы, вопросом: почему ее заставляют платить за отопление летом? Очень часто логика начисления денег никому не понятна.

Совсем вопиющий случай произошел в городе Ржеве Тверской области. Местные власти долго убеждали людей ставить в домах индивидуальные приборы учета газа - по их словам, это гарантировало приличную экономию при оплате услуг ЖКХ. И многие горожане на такое предложение согласились. Но в августе они обнаружили, что стоимость газа для них повысилась сразу на 75%. И это была уже не экономия, а сплошное разорение.

Запрос Общественной палаты в региональную службу по тарифам Тверской области сейчас должен находиться на рассмотрении у чиновников.

Станут ли общественники борцами за справедливость?

«Если мы не получим внятный ответ по этим случаям, то будем обращаться в прокуратуру», - комментирует ситуацию Александр Козлов.

Сегодня Общественная палата уже наладила довольно тесное взаимодействие и с Генеральной прокуратурой, и со Счетной палатой - двумя органами, куда можно обращаться в случае, если муниципальные власти отделываются на жалобы банальными отписками.

Впрочем, сами правоохранители тоже рады такому сотрудничеству. До сих пор люди частенько шли в прокуратуру с заявлениями на произвол в ЖКХ, даже не попытавшись выяснить все детали в местных органах власти. Целый скандал, например, случился в Иванове. Разбираясь с жалобой горожан, следователь выяснил, что они не потрудились сперва обратиться даже в свой муниципалитет. На замечание ивановцы ответили, что ходить по инстанциям у них просто нет времени.

Теперь заниматься лентяями станут представители общественных организаций. И только в случае необходимости они подключат прокуроров.

«Мы уже прошли тот период, когда общественников никто всерьез не воспринимал, - говорит председатель комиссии общественной палаты по жилищной политике Светлана Разворотнева, - теперь местные власти реагируют на нас достаточно адекватно».

Конечно, ОП не обладает реальной властью, зато она может поднять большой шум по любому животрепещущему вопросу. В ее арсенале - общественные слушания, обращения в прессу и еще много других методов воздействия на представителей региональных властей. И чиновники это знают. В основном они не отказываются от контактов с представителями общественных организаций и даже отчитываются об устраненных недоработках.

«Мы в течение года строили сеть общественного контроля в области ЖКХ, собирали местные региональные организации, которые защищают права потребителей в этой сфере, создавали ресурсные центры для их поддержки», - рассказывает Светлана Разворотнева.

Совсем недавно Общественная палата взялась контролировать куда более сложную сферу городской жизни - сбор денег на капитальный ремонт многоквартирных домов. «МН» уже писал о том, что через два года государство не будет выделять на это средства из госбюджета и ремонт ложится на плечи самих собственников. Следить за тем, чтобы собранные деньги не были разворованы, тоже взялась Общественная палата. Пресса и интернет немедленно ответили валом скептических замечаний: практически никто не верит, что эти милые люди смогут хоть сколь-нибудь серьезно бороться с коррупцией на всех уровнях власти. Но все же критикам пришлось согласиться и с тем, что, кроме общественников, заступиться за обманутых людей пока в нашей стране некому.

Наталья Пуртова

Фото Т. Павловой

 

Просмотров: 1069
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Дефолт. 15 лет спустя Далее в рубрике Дефолт. 15 лет спустя


Загрузка...
Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.