Новости экономики и финансов
3198 | 0

Государство потратит на российский автопром около 100 млрд рублей

Государство потратит на российский автопром около 100 млрд рублей
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Согласно проекту федерального бюджета на 2014 г., государство собирается направить на субсидирование автопрома рекордные 99,25 млрд рублей. Это происходит на фоне сокращения всех других расходов.

Для сравнения: по итогам 2013 г. госсубсидии на поддержку российских автомобилестроителей составят всего 10,5 млрд рублей, почти в 10 раз меньше, чем запланировано на будущий год. Эксперты уверены, что немалую часть средств съедят компенсации утилизационного сбора. Нормы ВТО не позволяют субсидировать производителей напрямую, поэтому приходится эти средства «прятать» в других статьях. Если производителям затраты на утилизационный сбор компенсируют, то покупатели оплатят его из своих кошельков. Утилизационный сбор, введенный в прошлом году, прибавил к ценам импортных машин от 20 до 110 тыс. рублей в зависимости от класса автомобиля, а модели, произведенные на территории нашей страны, до настоящего времени этим сбором не облагаются. Но скоро все изменится. Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому отечественные автопроизводители также будут обязаны включать в стоимость машин утилизационный сбор. Платить за утилизацию автовладельцы будут при покупке новой машины.

«Вынуть почти 100 млрд рублей из бюджета государство сможет не слишком болезненно, а вот извлечь из этих денег адекватную выгоду вряд ли, - говорит д.э.н. Никита Кричевский. - Так было, когда 600 с лишним миллиардов в 2010 г. пытались привлечь в качестве инвестиций именно в автопром. В существующих реалиях добиться результатов невозможно. Чтобы все получилось, надо привлечь ведущих западных производителей и создать с ними совместные предприятия, поручив управление и контроль за деньгами западникам. Если это будут наши чиновники, результат будет тот же, что и в прошлые годы. Да и сам подход к развитию автопрома неверный. Пляшут от бюджета и от денег, а не от потребителя, хотя именно потребителя надо спрашивать, что ему нужно, а этого никто не делает. Впрочем, он и так дал понять, чего хочет, отдавая предпочтение иномаркам, а не отечественным автомобилям».

В то время как число продаж российских авто падает, иномарки расходятся бойчее. Что же будет после подорожания отечественных машин, вызванного введением утилизационного сбора? Здесь вряд ли помогут даже льготные автокредиты. Так зачем в условиях резкого сокращения бюджетных расходов субсидировать производителей автомобилей, теряющих популярность? Зачем раздавать деньги по принципу «всем сестрам по серьгам»? Не лучше ли было бы пустить большую часть субсидий на разработку одной-двух моделей действительно современного, скажем европейского, уровня? Известно, что разработка новой модели обходится в среднем в $200-300 млн (к примеру, General Motoros потратит на разработку нового внедорожника Chevrolet Niva $277 млн). Выделяемых государством субсидий с лихвой хватило бы на эти цели.

Михаил Альбанов, Андрей Дмитриев

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.