Новости экономики и финансов
4733 | 0

Финляндия вдвое сократит закупку российского газа из-за перехода на «зеленые» технологии

Финляндия вдвое сократит закупку российского газа из-за перехода на «зеленые» технологии
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Пока Россия экспериментирует с солнечными батареями как с поистине чистой энергией, североевропейские соседи осваивают другие «зеленые» технологии, которые, кстати, угрожают нашему экспорту.

- Если в Европе, когда идет речь о возобновляемых источниках энергии, имеют в виду ветер и солнце, то в Финляндии - биомассу, - констатирует один из директоров отраслевого объединения финских энергетиков Юкка Лескеля.

НА ГАЗОВОМ ПОВОДКЕ

Действительно, когда мы говорим «чистая энергия», то подразумеваем, как правило, фотоэлементы на крыше и ветряк в поле. О биомассе при этом как-то забываем. Финны же себе такого позволить не могут. В соседней Норвегии много маленьких быстрых рек, подходящих для ГЭС. В Дании достаточно мест со стабильными и сильными ветрами. В Финляндии толком нет ни того ни другого. На ветряки, к примеру, приходится 0,6% всего энергетического баланса. А замерзающее море не дает развивать приливные электростанции. Газ с нефтью привозные, 20,5% электричества тоже приходится импортировать, причем главный продавец - Россия. Газ - так весь наш. Впрочем, на севере и западе Финляндии его нет вообще. Электростанции и котельные там активно топят торфом, как у нас в 1930-е годы. И даже при финской аккуратности и финских технологиях от вредного торфяного дыма тут не избавиться.

Чтобы увеличить энергетическую независимость, финны сейчас собираются построить два новых ядерных реактора. Но дело не только в стремлении к независимости. Есть еще и требования экологии.

Как и во всей Европе, тут действует концепция 20/20/20. По ней к 2020 году потребление энергии во всех странах Евросоюза должно снизиться на 20% за счет внедрения энергосберегающих технологий. А оставшиеся потребности должны на одну пятую удовлетворяться за счет возобновляемых источников. Что касается топлива для транспорта, то оно должно стать возобновляемым на 10%.

Финны не только не боятся этих требований, но и задрали планку еще выше. Они хотят, чтобы к 2020 году на возобновляемые источники приходилось 38% всего их энергопотребления и 20% всего горючего для транспорта.

ИЗ НАВОЗА И ВЕТОК

Если быстрых рек, жаркого солнца и ветреных берегов в Финляндии не хватает, то чего здесь навалом - так это леса и отходов лесной промышленности.

Электростанции и котельные можно, конечно, просто так топить дровами, в чем финны преуспели. Но, во-первых, это не очень экономично, во-вторых, с транспортом этот фокус не пройдет. А значит, надо научиться делать из древесных отходов моторное топливо. Проще всего - биогаз.

Технология известна давно. Биомассу измельчают, перемешивают с водой и подогревают, чтобы создать комфортную среду для бактерий. Бактерии питаются этой органикой и выделяют смесь газов. На 40-70% она состоит из метана, на 30-60% - из углекислого газа. Плюс очень небольшая доля примесей, в том числе соединений серы, дающих скверный запах. Их, конечно, нужно убрать, да и углекислый газ явно лишний. Поэтому финская газовая компания «Газум» (четверть акций, кстати, принадлежит Газпрому) очищает продукт до 95-98-процентного метана.

Аккуратные финны посчитали, что из мусора и коммунальных стоков можно получать порядка 190 млн кубометров газа в год. Из навоза, соломы и прочих отходов сельского хозяйства - 670 млн кубов, а из опилок, коры и древесины - еще 760 млн. Это примерно половина от всего того газа, который сейчас потреб­ляют в стране.

Пока, конечно, все гораздо скромнее. В 2012 году вся финская промышленность произвела ровно столько биогаза, чтобы заправлять в течение года... 50 автобусов.

Зато финны планомерно развивают инфраструктуру. К проектируемым фабрикам по переработке биомассы оперативно тянут газопроводы. А на газовых заправках обязательно имеется шланг с биогазом. Такая заправка больше всего похожа на нашу автобусную остановку. Небольшой стеклянный навес, под ним терминал оплаты и пара колонок, одна с обычным газом, другая - с приставкой «био». Второй примерно на 7% дороже, но почти каждый третий финн предпочитает заправляться им.

Пока в дело в основном идут отходы лесной промышленности. И ближайшие планы тоже касаются ее. Например, в районе Йоутсено на юго-востоке Финляндии новую фабрику по производству биогаза строят прямо на землях местной лесной компании - поближе к сырью.

- Мировая потребность в бумаге падает, и наша лесная промышленность переживает не лучшие времена, - рассказывает Юкка Лескеля. - Чтобы поддержать ее, можно перерабатывать в газ больше древесины.

С 2016-2017 годов в Финляндии собираются пускать на это до 2 млн кубометров древесины ежегодно. После этого финны покроют за счет возобновляемых источников 4,5% всех своих потребностей в газе. А значит, у нас купят уже меньше.

- В конечном счете дешевле инвестировать в производство собственного биогаза, чем закупать газ в России, - считает глава одного из подразделений Газума Паси Торри.

САМОЛЕТ НА СОРНЯКАХ?

Все-таки не все на свете можно заправлять газом. Поэтому ученые уже не первое десятилетие ломают головы над «зеленым» топливом для машин и самолетов. Конечно, самый простой вариант - разбавлять бензин спиртом. Этим активно занимаются в Бразилии и США. Обычная машина может без подготовки ездить на бензине с 10-процентным добавлением C2H5OH, а специальные моторы - даже на чистом спирте. Проблема в том, что на так называемый биоэтанол идут кукуруза и сахарный тростник, то есть еда. Пока одна часть населения земного шара голодает, другая топит едой машины. Под плантации же вырубают тысячи гектаров тропических лесов.

Другой вариант возобновляемого топлива - биодизель. Делается он из рапса и некоторых других масляных культур. Проблемы здесь те же - еда в бензобаке. Плюс безжизненный участок земли после сбора рапса как минимум год. Так что сейчас в Европе постепенно переходят на так называемое биотопливо второго поколения - из отходов и других несъедобных вещей. В дело идет травянистое растение рыжик, которое выращивают на полях для севооборота. Другой кандидат - кустарник ятрофа, родственник молочая, растущий на сухих и непригодных для распашки почвах.

Но финны налегают на животный жир. Петри Лемус, вице-президент по исследованиям и технологиям нефтяной компании Neste Oil (контрольный пакет принадлежит государству), начинает презентацию с того, что выносит целый поднос баночек. Вот рыбий жир из Юго-Восточной Азии, вот сало, вот нутряной жир с австралийских и новозеландских боен.

- Это не еда, а отходы, - считает Петри. - В 2012 году мы купили 2,3 млн тонн животных жиров и произвели из него 1,7 млн тонн возобновляемого дизеля.

Биодизель и возобновляемый дизель - разные вещи. Первый - смесь, похожая на настоящее дизтопливо лишь по характеру сгорания, второй - химический аналог солярки.

По аналогичной технологии финские нефтяники делали и топливо для самолетов. В 2011 году они совместно с «Люфтганзой» провели эксперимент. На рейсах Гамбург - Франкфурт лайнеры заправляли биотопливом из рыжика. Конечно, это оказалось вдвое дороже обычного керосина, но в Neste Oil надеются, что со временем такое топливо подешевеет. Главное, технология работает.

С автомобильным топливом финны и вовсе добились прибылей. В 2012 году Neste Oil произвела достаточно возобновляемого дизеля, чтобы весь год заправлять 2 млн машин.

Впрочем, на рыбьем жире далеко не уедешь. Количество этих отходов в мире ограничено. Финны активно используют для своего производства пальмовое масло, даже больше, чем отходов и животных жиров. Хотя это вообще-то еда, биотопливо первого поколения, со всеми вытекающими претензиями со стороны «зеленых».

Поэтому сейчас финские ученые готовятся к новому прорыву - биотопливу из бактерий. В позапрошлом году Neste Oil вложила 8 млн евро в экспериментальное производство.

- Мы уверены, что нашли подходящую бактерию, - говорит Петри Лемус. - Это практически идеальная технология.

Микробы едят все, что содержит целлюлозу, и нагуливают жир. Потом кашу из бактерий отжимают. Причем производство безотходное: богатый белком жмых идет на корм для животных, а жирная жидкость отправляется на переработку в возобновляемый дизель. Одна проблема, пока не решенная, - как очистить эту субстанцию от примесей. Но финны полны оптимизма и считают, что через шесть лет доведут технологию до ума.

ИТОГИ ДЛЯ РОССИИ

Казалось бы, к нам все это мало относится. Но если к 2020 году наши соседи научатся делать газ и моторное топливо из подручных средств, то что им продавать-то?

Кроме того, в России столько навоза, опилок и прочих органических отходов, сколько в других странах еще поискать. Может, все-таки попробовать как-то их перерабатывать? Но мы вместо этого гонимся за общемировой модой и пытаемся зачем-то развивать солнечную энергетику. Прошлой весной Дмитрий Медведев подписал постановление «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности», где о биотопливе попросту забыл.

Особенно обиделись белгородские предприниматели, которые три года назад показывали тогдашнему президенту биогазовую станцию, производящую топливо из свиного и птичьего помета. И Дмитрий Анатольевич тогда даже дал добро на развитие новой отрасли. А теперь пошел на попятную. Похоже, что в российском правительстве воспринимают все эти «зеленые» технологии как некую модную игру, а не как быстро развивающуюся мировую отрасль, в которой можно найти свое место. Пока не поздно.

Никита Аронов

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.