Новости экономики и финансов
4190 | 0

Чудес в экономике не бывает

Чудес в экономике не бывает
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Новый год Россия встречает новым курсом рубля, опустившейся до непривычного уровня ценой за бочку нефти, умением народа приспосабливаться к реальной, а не номинальной инфляции, отсутствием на прилавках некоторых импортных товаров и ощущением того, что дальше будет только хуже.

В ситуации, когда отношения России с экономическими и политическими партнерами все хуже, даже краткосрочные прогнозы делать опасно, не то что долгосрочные - никто не знает, куда что вырулит и что из всего этого получится. Но мы попробовали заглянуть в будущее, спросив экспертов, что ждет Россию в 2016 году. Какие из прогнозов сбудутся, покажет время.

 Член-корреспондент РАН, профессор, научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг:

«Вы хотите, чтобы я поговорил о цене на нефть, курсе рубля и последствиях девальвации? Пожалуйста, но не думаю, что вам это понравится. И тем более успокоит.

Сразу после новогодних праздников доллар будет стоить 74 рубля 65 копеек. Люди, у которых есть деньги, уже поменяли свои рубли на другую валюту. И им в принципе не важно, каков курс: хоть 70 рублей за доллар, хоть 80. А у тех, кто не перевел рубли в доллары, деньги остались только на то, чтобы жить. Они ходят в наши магазины и расплачиваются там рублями. Они не могут платить больше, чем зарабатывают, а значит, и продавцы не могут сильно повышать цены, иначе товар придется выбрасывать.

Для нас будет почти все зависеть от цен на нефть. Если она застынет на уровне $38 за баррель или начнет расти, то и рубль ниже не упадет. А уже в конце первого квартала за доллар будут давать 60-65 руб­лей. Цена на нефть ниже $35 за баррель упасть не должна. А значит, и рублю негоже будет падать ниже предсказанной мной суммы. Да и с чего вдруг нефти дорожать, когда ее предложение выше, чем спрос, и солидарного решения производителей ограничить добычу тоже нет?

С бюджетом в новом году ничего не случится, если бочка нефти будет стоить 50 долларов. Именно такая цена за бочку заложена в бюджет. Бюджет, как известно, написан в руб­лях.

Что плохого случится в нашей жизни, если доллар станет стоить под сто рублей или выше ста?

Закроются те бизнесы, которые востребованы тогда, когда некуда тратить деньги: салоны красоты, дорогие парикмахерские, туристические фирмы, автосалоны, медицинские центры, бутики, школы танцев и йоги, дешевый общепит по цене дорогого.

При этом, с точки зрения обывателя, произойдет много хорошего. Гастарбайтеры уедут обратно на свою родину. Цена на продукцию российских фабрик и заводов будет настолько низкая (в долларовом эквиваленте), что она окажется востребована не только внутри страны, но и за ее пределами. Женщины наконец-то начнут готовить вкусную пищу дома. Это возродит домашний очаг, уют в доме, а с ними и семейные ценности. Граждане переключатся на внутренний туризм, увидят красоту нашей страны, сравнят ее с заграничными пейзажами и полюбят свою Родину. Но вы же понимаете, я это говорю с иронией, хотя есть в ней доля истины». 

Руководитель экономической программы в Carnegie Moscow Center Андрей Мовчан:

«В 2016 год страна входит, преодолев первичные последствия нефтяного шока, но потеряв в результате его все драйверы развития. Без неф­тедолларов Россия сегодня не в состоянии даже воспроизводить свою экономику и финансировать свое потребление. Главным результатом является катастрофа спроса - покупательная способность упала на 30-40% и продолжает падать, так как дивидендные выплаты сократились почти до нуля, а зарплаты практически не растут на фоне двузначной инф­ляции.

В 2016 году Россия будет использовать все свои резервы для покрытия дефицита бюджета. Поскольку в отличие от официальных ожиданий (3%) мы предвидим дефицит в размере около 5% ВВП, естественно говорить, что на его покрытие израсходуется примерно размер Резервного фонда. Так или иначе в конце 2016 года у нас будет еще достаточно резервов для того, чтобы тратить их в 2017 и даже в 2018 годах. Но здесь уместен другой вопрос: по кому в конечном итоге ударит потеря резервов? Российский бюджет - 2016 сверстан так, чтобы власть могла обеспечить себе максимальную сию­минутную лояльность и элиты, и широких активных слоев общества.

В будущем возможны три подхода к расходованию государственных средств:  

1) Сохранить парадигму и на фоне углубляющейся рецессии постепенно тратить резервные фонды на минимально приемлемое финансирование социальных выплат, обеспечение лояльности силового блока и крупных лоббистов типа ВПК или гос­компаний. Это схема 2016 года, и она может просуществовать года три-четыре, но потом резервы истощатся, а экономика окончательно ослабнет.

2) Максимально сохранять резервы, понимая, что через три-четыре года у страны не будет возможностей финансировать даже то, что еще можно финансировать сегодня. Такой подход может обернуться недовольством окологосударственной элиты «сверху» и населения «снизу» и привести к дестабилизации намного быстрее.

3) Быстро и решительно начать экономические реформы и параллельно разумно тратить резервы на формирование будущих конкурентных преимуществ - замещать льготируемые налоговые поступления, финансировать приток квалифицированной рабочей силы, соинвестировать с иностранными инвесторами в высокоприбыльные бизнесы в России, на порядок увеличить финансирование науки и образования, здравоохранения, широко предоставлять государственные гарантии под иностранные инвестиции и приток капитала в других формах.

Если параллельно существенно сократить неоправданные расходы на ВПК, заставить госмонополии повысить эффективность и прекратить осуществление государственных мегапроектов (основного источника коррупции) и спонсирование околополитических агентов лояльности, то резервы будут тратиться, но не быстро и эффективно, а приток иностранных инвестиций будет компенсировать их расходование. Какой путь изберет власть, посмот­рим». 

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов:

«Нельзя одновременно производить запуски ракет из Каспийского моря и сокращать расходы на науку и образование. Если в этих вопросах сегодня затянуть пояса, завтра не будет ни ракет, ни флота». 

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин:

«Российская экономика не имеет права становиться жестко милитаризованной. В ней не должно быть перебора пушек. Это утопит ее. Процесс милитаризации не может быть органичным, и он не должен стать неуправляемым. Экономика не может в 2016-2020 годах превратиться в пространство избушек и пустырей с раздолбанной гражданской инфраструктурой, где за заборами и колючей проволокой море стали и огня. Нам еще предстоит совершить свое собственное «экономическое чудо». Но, как показывает история, все случаи сверхбыстрого роста и модернизации после Второй мировой войны произошли в странах с низким уровнем военных расходов, при очень высокой доле инвестиций в ВВП. Чудеса в стране, обремененной большим грузом военных расходов, могут оказаться попросту невозможными».

Человек привыкает ко всему. И россияне, безусловно, привыкнут к дешевой нефти, дорогому доллару, костромскому пармезану, обесцененным зарплатам и даже к российским отелям, но при текущих трендах долго ничего не менять и ничего не делать для изменения экономической модели страны вряд ли уже получится.

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Напрямую повышение курса доллара не очень отразится на росте цен на потребительские товары из-за резкого падения спроса, который непременно случится из-за сокращения доходов населения.

Директор Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Лилия Овчарова: «Нет никаких предпосылок, чтобы начала расти заработная плата. Она продолжит свое снижение. Это будет связано с задержками по выплате заработной платы и ростом безработицы. Инфляция будет ниже в 2016 г. Но эффект от снижения и невыплат зарплат и роста незанятости будет выше, чем «выигрыш от более низкой инфляции». Кроме того, рост тарифов ЖКХ, стоимости проезда на транспорте, растущие суммы штрафов существенно облегчают кошелек россиянина».

Средние ежемесячные выплаты по пенсиям могут увеличиться на 516 руб., но эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина считает: «Хотя сумма в рублях увеличится, покупательная способность пенсии снизится из-за роста цен».

Подготовили Елена Хакимова и Андрей Князев

Фото FOTODOM.RU, ТАСС/А. Мудрац, ТАСС/М. Почуев, WIKIPEDIA

  •  ОТДЫХ В 2016 ГОДУ

Это будет год внут­реннего туризма. После обвального падения турпотока в 2015 году отдыхающие отправятся на курорты Крыма и Кавказа. Правда, воспользовавшись ситуацией, власти Крыма и Краснодарского края собираются поднять цены на 30-50%.

  •  СКОЛЬКО БУДЕТ СТОИТЬ ДОЛЛАР?

Если 1 баррель нефти марки Brent будет стоить $50, то понадобится курс 65 руб. за доллар, если 1 баррель упадет до $30, то 105-120 рублей.

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.