Новости экономики и финансов
4346 | 0

Чиновники решили сделать онлайн-покупки менее выгодными

Чиновники решили сделать онлайн-покупки менее выгодными
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В России растет популярность покупок в иностранных интернет-магазинах. Приобретение техники, одежды и других товаров за границей обходится дешевле, чем на родине. Чиновники решили сделать онлайн-покупки менее выгодными.

Чтобы получить выписанный в заграничном магазине товар, придется воспользоваться услугами либо почтовых служб, либо компаний экcпресс-доставки. Обе схемы безотказно действовали последние несколько лет, пока в январе ряд зарубежных операторов по доставке посылок в Россию не сообщили, что вынуждены отказаться от обслуживания клиентов, заказавших товар за границей. Мол, некоторые российские таможни тормозят грузы в адрес частных лиц стоимостью до 200 евро и неожиданно расширили список документов, которые надо предъявить на таможне для декларирования отправлений. Предоставить все требуемые документы оказалось проблемой, и операторы экспресс-почты были вынуждены временно прекратить прием заявок на доставку посылок. «Миру новостей» эту информацию подтвердили в крупнейших международных компаниях FedEX, DHL и TNT. Их представители сообщили нам, что уже оформленные посылки, предназначенные российским клиентам, приходится  возвращать обратно отправителям. У почтовых компаний, надо отметить, проблем нет. Во всяком случае, национальный российский оператор «Почта России» с заказами и доставкой посылок справлялся в прежнем режиме. Правда, слово «экспресс» и понятие «высокие стандарты обслуживания», которые так важны для западных экспресс-перевозчиков, здесь, похоже, не в почете: из Англии или Китая посылки из интернет-магазинов могут идти и три недели, и пять, что, впрочем, особо не напрягает «Почту России».

Что заставило зарубежных операторов отказаться от работы с посылками для физлиц, мы пытались выяснить в Федеральной таможенной службе (ФТС России), но оказалось, что к сложившейся ситуации она не имеет отношения. В пресс-службе ФТС сказали: «Новые документы, регламентирующие порядок оформления экспресс-грузов из-за рубежа, следующих в адрес физических лиц, не издавались». Круг замкнулся. Так что же происходит на самом деле?

Дело в том, что правительство не первый день говорит о том, что готово снизить порог суммы интернет-посылки, не облагаемой таможенной пошлиной, с нынешних 1000 евро до 150 евро, а то и до 150 долларов. Некоторые источники утверждают, что ряд экспресс-перевозчиков стали с трудом справляться с валом заказов, сделанных россиянами в преддверии вступления в силу радикальных ценовых перемен. Прекращая сегодня работать с посылками для физлиц, компании заранее хотят обеспечить свою финансовую безопасность и не отвечать за отправления, которые могут лечь мертвым грузом из-за того, что российские заказчики откажутся платить 30-процентную пошлину сверх установленного максимума в 150 долларов/евро.

Почему вообще возник вопрос о снижении порога стоимости товара, купленного в иностранном онлайн-магазине? В правительстве считают, что нынешние правила дают возможность хитроумным коммерсантам разбивать крупные товарные партии на мелкие по 1000 евро, оформлять их на частных подставных лиц и таким образом уходить от уплаты пошлины. Если понизить порог стоимости посылки и сделать ее получателя «прозрачным» (доставлять ему посылки только по месту регистрации и после проверки выписки с его банковской карты) - это нанесет удар по нелегальному бизнесу. Заодно и бюджет можно пополнить. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2013 г. россияне закупили в интернет-магазинах за границей товаров на 160 млрд руб. Если бы все сделки были прозрачными, а беспошлинно в месяц можно было бы ввозить товар только на 150 евро, а все, что свыше этой суммы, облагать пошлиной, в бюджет капнуло бы, по расчетам Минфина, примерно 30 млрд руб. О том, куда пойдут дополнительные деньги, в декабре 2013 г. уже сообщил президент Владимир Путин. «Упорядочение интернет-торговли могло бы стать одним из источников средств для развития инженерной инфраструктуры», - сказал глава государства в послании Федеральному собранию.

То, что коммерсанты обходят закон, а бюджет лишается поступлений в виде пошлин, это, конечно, непорядок. Но почему проблему хотят решить в том числе и за счет законопослушных рядовых граждан, которые экономят, делая онлайн-покупки в иностранных магазинах? Отечественные онлайн-торговцы умудряются накручивать на купленный за границей товар 100-500%.

- Экипировка для мотокросса, которую приходится менять раз в год, - говорит заядлый гонщик Игорь, - продается нашими интернет-торговцами вдвое дороже, чем в Штатах. Наколенники Asterisk Cell год назад продавались у нас в среднем за 25 тысяч рублей, а в Штатах я купил их за 13,5 тысячи, включая доставку. Та же история с прочей экипировкой: форма, боты и протекторы стоят у нас вдвое дороже, шлемы - в полтора раза, маски - втрое!

Между прочим, иностранные интернет-магазины платят налоги в полном объеме в своих странах, но предлагают больший ассортимент и лучшие цены по сравнению с российскими продавцами аналогичных товаров.

Несмотря ни на что, уже известно, что в конце марта - начале апреля этого года новые почтовые отправления из-за границы ограничат по частоте, стоимости и весу. Пока правительство остановилось на сумме посылки в 150 евро. С остальными составляющими еще не определилось.

Заградительные меры, которые государство создает, вряд ли приведут к положительному результату. В проигрыше по-любому останутся потребители. Им придется или втридорога платить российским онлайн-магазинам, или искать неофициальные каналы доставки покупок из-за рубежа. Например, воспользоваться либеральными законами входящего в Таможенный союз Казахстана. Преодолеть практически открытую казахстанско-российскую границу таким отправлениям ничто не помешает, как не мешает «серым» китайским товарам прибывать в Россию транзитом через Казахстан.

Елена Хакимова

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.