Новости экономики и финансов
3542 | 0

Бизнесменов просят не беспокоиться

Бизнесменов просят не беспокоиться
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Малые предприятия по всей стране «благополучно» загибаются. И это не узкая проблема 3,5 миллиона людей, которые и себе и другим обеспечивали занятость. Это осложнение для всех россиян: политика властей и кризис грозят оставить нас без магазинчиков шаговой доступности, без ателье и мастерских. Словом, без тех, кто нас обувает, одевает, кормит и развлекает по доступным ценам.

«Сейчас у всех дела в упадке. Мы вымирающий вид. Практически в каждой компании, в любой фирме - полная ж...» До кризиса 2015 года бизнес-леди из небольшого городка Апатиты Эльвира Семушина никогда не использовала грубых слов. Тем более выступая на форумах предпринимателей. А сейчас видеоролик с ее ударным «докладом» популярен в интернете. В беседах с корреспондентами «Мира новостей» именно на него ссылались владельцы нижегородских магазинов, уральских мастерских, вологодских ателье...

ГЛАС ЭЛЬВИРЫ

«Накипело. Только в моем городе из 4 тысяч предпринимателей сохранили бизнес 1200. Налоги растут, плата за услуги ЖКХ выросла в два раза, за аренду земли - в 30. Общепит, парикмахерские закрываются. Люди уходят с рынка, распродают оборудование, - жалуется нам Эльвира Александровна. - О прибыли уже не думаем, прикидываем, как уцелеть. Цены летят вверх, поставщики ошалели. Члены российского правительства бормочут в телевизорах про то, что стоимость продуктов выросла не выше чем на 1,5%, а я кофе для ресторана месяц назад покупала по цене 1200 руб-лей за килограмм, сегодня - за 2600. Хорошенькие полтора процента».

Семушина за свой бизнес пока борется, но ее коллеги из других регионов устали жить на вулкане - подают объявления о продаже. В Краснодарском крае число желающих избавиться от тяжкого груза выросло в 11 раз, в Московской области - в 12 раз, в Санкт-Петербурге - в 15! По данным сайта бесплатных объявлений Avito, в феврале в столице было 1104 предложения о продаже кафе, салонов красоты, мини-гостиниц и производственных цехов. А в Челябинске, например, - 1374.

«Могу назвать первых жертв кризиса. На 30% в стране обрушился туристический бизнес, к ним скоро добавятся еще 15% агентств, - прогнозирует очередную встряску член президиума общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Алексей Небольсин. - Серьезно пострадали частные кафе, рестораны, столовые. Особенно в провинции. Хотя и Москва лишилась 900 заведений. В этой сфере потери составят 25-30%. Закрываются торговые точки, специализирующиеся на продаже спортивных товаров и продукции не первой необходимости: одежды, техники и косметики. Ликвидируются мелкие продуктовые магазины. Предприниматели в растерянности. На словах федеральные и региональные чиновники их поддерживают, но на деле по ним бьют законы, налоги, тарифы за электроэнергию, скачки курса доллара, колебания арендных ставок, падение покупательской активности».

ПРОЛЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ

«В нашем регионе тоже, я слышал, в 6-7 раз увеличилось количество желающих продать свой бизнес. Кстати, не факт, что найдутся покупатели - условия не располагают, - замечает заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Дмитрий Бирман. - На моей памяти Россия переживает третий или четвертый экономический кризис, но в сравнении с нынешним все предыдущие - легкая разминка перед главным испытанием. Бизнес в депрессии. Романтикам, начинавшим его в 80-90-е, надоело сражаться с системой, и они уходят. Их преемники, основавшие дело 10-15 лет назад, усвоили, что о мелком предпринимательстве в стране вспоминают лишь в период выборов и в годы кризиса. Тогда бизнесменов встряхивают, гладят их по головке, вытирают им сопли и дают поиграть в незаменимых и важных. Однако правила игры постоянно меняются, и побеждает всегда государство. Зачем тогда напрягаться, если можно все продать? Новички, напуганные откатами, судами с администрациями, натиском надзирающих органов, сдаются и того раньше - за пару лет. Предприниматели больше ничему не верят, ни на что не надеются и все чаще думают о смене места жительства. Меня поразила недавняя новость о владельце двух магазинчиков из какого-то нижегородского села. Он снабжал продуктами несколько деревень, был для них единственным кормильцем. Начался кризис - мужик все продал и перебрался в Чехию».

Вологодский предприниматель Ольга Данилова не уехала из России в 2008 году, когда многие ее коллеги переводили активы в Болгарию, Казахстан, Словакию и Финляндию, не пакует чемоданы и теперь.

«За последние четыре года я закрыла 15 магазинов и построила технопарк. Держу нос по ветру и быстро переориентируюсь. Пока везло, - признается Ольга. - Важно понять, что в данный момент необходимо рынку, трезво оценить ситуацию и наладить сбыт. Когда ты застрял в ловушке - растут банковские кредитные ставки, постоянно поджимают сроки траншей, не до анализа, крутишься как белка в колесе. По прогнозам экспертов-теоретиков, в этом году бизнесмены бросят все силы на развитие сельского хозяйства. Якобы импортозамещение - тренд 2015-го. Ладно, сделаем мы теплицы и хранилища для овощей, а дальше? Государство отменит санкции, в Россию вернутся польские и голландские продукты, и отечественная картошка с капустой вылетят в трубу вместе с предпринимателями-оптимистами».

СОСТОЯНИЕ СТАБИЛЬНО ТЯЖЕЛОЕ

«Раньше бизнесмены смотрели на 10 лет вперед, понимали, что будет через неделю, месяц, год, а в последнее время строят планы максимум на три года. Сложно просчитать срок окупаемости оборудования, избавиться от ощущения, что инвестиции могут не вернуться. Скоро увидим долги по зарплатам, банкротства компаний», - рассуждают красноярские предприниматели.

«Обидно, что большая часть населения воспринимает наши проблемы со злорадством: «Так богатеям и надо, пусть помыкаются». Как это по-русски - желать, чтобы у деятельного и зажиточного соседа дом сгорел, машина разбилась, бизнес рухнул. А кто вас, милые, будет кормить, одевать и развлекать? Сами же пострадаете, - предвидит дальнейшие события Эльвира Семушина. - Тысячи безработных попадут на биржи труда. Исчезнут маленькие магазины, прежде конкурировавшие с сетевиками. Крупные компании, став монополистами, навяжут свои условия».

Вполне реальная перспектива. Если в 2013 году в России число открывшихся предприятий превышало количество закрывшихся на 72 тысячи, то в 2014-м банкротов было на 66 тысяч больше, чем новичков бизнеса. По мнению экономистов, в 2015-м армия неудачников увеличится.

Анна Бессарабова, Марина Калинина

Карикатура А. Хорошевский

 ЧЕГО ИМ НАДО?

Чаще всего российские предприниматели, обращаясь к властям, просят:

  •   Запретить регулирующим органам постоянно вносить изменения в формы отчетности и свои нормативные акты.
  •   Снизить налоги на оплату труда, что позволит увеличить белую зарплату и высвободить средства для развития бизнеса.
  •   Облегчить экспорт продукции.
  •   Упростить систему господдержки бизнеса, которая забюрократизирована и разбросана по множеству ведомств.
  •   Изменить кредитную политику.
  •   Отказаться от госрегистрации договоров аренды: региональные органы сдают помещения по ставкам выше рыночных.
  •   Отменить плановые проверки бизнеса. Деятельность предпринимателей контролируют 12 надзорных ведомств, которые всегда находят, к чему придраться.

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Доктор экономических наук Ирина Просвирина:
«Понятно, почему люди задумываются о продаже бизнеса, но лично я не советую торопиться. Реальная цена бизнеса под ключ снижается - потенциальные покупатели трезво оценивают перспективы. С приобретением мастерских, кафе и парикмахерских они обзаведутся массой проблем. На улице кризис, и не ясно, стабилизируется ситуация через полгода или, напротив, резко ухудшится. Продавать предприятия надо на подъеме рынка. Лучше замереть, постараться обойтись наименьшими потерями, найти выгодных поставщиков, пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции, сохранить клиентов. За 7-8 месяцев обязательно выработается верное решение. В 2008-м поднялись те, кто не метался. И в 2015-м так будет».

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.