Новости экономики и финансов
4546 | 0

Авторынок России: докатились

Авторынок России: докатились
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Российский автомобильный рынок переживает самый масштабный обвал после 2009 года: в июле продажи упали почти на 23%, по итогам семи месяцев года - на 10%.

За полгода легковушек собрали почти на процент меньше прежнего, грузовиков - и вовсе на 21%. «Тенденция не очень простая», - признал Дмитрий Медведев. Глава правительства пообещал «посмотреть, что можно сделать». И вот объявлено: с 1 сентября возобновилась так называемая программа утилизации, которая будет действовать до конца года. В обмен на сданное в утиль автомобильное старье россияне смогут получить скидку при покупке новых машин - от 40 до 350 тыс. руб.

Впрочем, по мнению большинства аналитиков, господдержка, сколь бы радикальной и масштабной ни была, может лишь затормозить, но не переломить тенденцию.

«Пока не решится украинский кризис, мы вряд ли увидим какую-то стабилизацию ситуации», - считает вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Олег Мосеев. Среди проблем, порожденных кризисом, Мосеев выделяет появление «проб­лемы с фондированием» у банков, вследствие которых те «гораздо хуже кредитуют розничные продажи». Кроме того, эксперт опасается дальнейшего ослабления рубля, которое неминуемо «будет тащить вверх цены на машины».

Начальник отдела аналитики компании агентства «Автостат» Андрей Топтун называет еще одну причину спада: прекращение действия программы льготного автокредитования.

По мнению заместителя главного редактора журнала «За рулем» Игоря Моржаретто, финансовый фактор на данный момент не играет большой роли: у потенциальных покупателей есть и деньги, и желание купить машину. Что же тогда их останавливает? В первую очередь отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers пересмотрела недавно свой апрельский прогноз, согласно которому продажи машин в России сократятся в 2014 году на 8%. Обновленная версия: минус 12. Производители настроены на более глубокое падение российского авторынка: концерны Citroen и Nissan исходят из 14-процентного спада, Volkswagen - из 17-18-процентного. Еще меньшего оптимизма преисполнены отечественные автостроители. Автовазовцы полагают, что продажи сократятся в этом году на 20%. А согласно прогнозу, озвученному руководством «Группы ГАЗ», в секторе легких коммерческих автомобилей - то есть, собственно, в секторе ГАЗа - падение составит 31%.

Российский авторынок переживал, конечно, и более грандиозные обвалы. По итогам 2009 года, к примеру, продажи снизились аж на 56% процентов. Но тогда наши беды были частью общемировых: глобальный экономический кризис не пощадил никого. Сейчас совершенно иная ситуация: мы падаем, а остальной мир - за редким исключением - растет. Скажем, в Евросоюзе в июле продажи увеличились на 5,4%, а по итогам семи месяцев - на 5,8%. Похожая ситуация на авторынке США: июль - плюс 9%, январь - июль - плюс 5%...

Вышеприведенные цифры можно считать ответом на вопрос, кто больше страдает от «войны санкций» - «мы» или «они».

Первый зампред Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев сообщил, что правительством в ближайшее время «могут быть рассмотрены меры по введению ограничений на поставку в Россию легковых автомобилей стоимостью до 800 тыс. рублей». Для того чтобы: 1) наказать Запад; 2) «расчистить этот сегмент» для «падающих» российских производителей.

Впрочем, и этот барьер практически не повлияет на нынешний расклад. По крайней мере, если речь идет о продукции стран, которые ввели против нас санкции. Автомобили из Европы, США и Японии по цене ниже 800 тыс. - явление до того редкое, что можно смело пренебречь ими в расчетах. Практически все бюджетные модели западных автограндов собираются в самой России.

Информация к размышлению: в прошлом году в России было продано 813 тыс. автомобилей иностранного производства, что составляет 31% рынка. При этом не менее двух третей импорта - продукция «враждебных» стран. На западные бренды приходится и подавляющее большинство машин, собираемых в России иностранными компаниями. Доля рынка, занимаемая иномарками made in Russia, перевалила уже, кстати, за половину - 50,2%. На сугубо российские бренды приходится менее 19% продаваемых сегодня машин. Кстати, их начинка тоже в значительной мере импортная, западная.

А что если в ответ на наши автомобильные санкции «враги», руководствуясь древним, но вечно живым принципом «око за око», введут запрет на поставку в Россию комплектующих? В этом случае российский авторынок не просто ляжет - он перестанет существовать.

Андрей Владимиров

 

НА ЧЕМ ЕЗДЯТ РОССИЯНЕ

 

ПОЧЕМУ МАШИНЫ НЕ ПОКУПАЮТ?

1. Психологические причины. У потенциальных покупателей все меньше уверенности в завтрашнем дне. Люди опасаются, что нарастающая политическая и экономическая нестабильность из-за украинского кризиса приведет к потере места работы или сокращению доходов. Деньги, предназначенные для покупки автомобиля, многие откладывают на черный день.

2. Материальные. Ослабление курса рубля (на 1 января этого года курс ЦБ составлял 32,66 рубля за доллар, на 4 сентября - 37,32). На иностранные бренды - импортируемые и собираемые у нас - приходится свыше 80% продаваемых в России автомобилей. Начинка отечественных авто в значительной мере импортная. Цены растут.

При этом доступ российских банков к западным финансовым рынкам осложнен. Это приводит к росту процентных ставок на автокредиты и к ужесточению требований к заемщикам. Тем временем госпрограмма субсидирования автокредитов свернута.

 

 Фото ИТАР-ТАСС

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.